Образовательные стандарты

  • ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) (Ссылка);
  • ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) (Ссылка);
  • ФК ГОС 2004 года (Ссылка).

Поэтапное введение ФГОС по классам

Перечень нормативных документов

  •  приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования». Ссылка на документ;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования». Ссылка на документ.;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Ссылка на документ.;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Ссылка на документ.;

Ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с ФГОС

Зачем поменяли стандарт? 

Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы, — это когда вы выбираете и ищете свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра АСМОЛОВА)

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна быть прописана локальным документом школы, например, при делегировании таких полномочий Управляющему Совету школы Положением о Совете.

Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

Изменяться ли учебники для основной школы?

Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам.  Ежегодно рекомендованный перечень УМК   утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа. В лицее для реализации требовании ФГОС ООО выбран  УМК «Школа 2100» издательство «Баласс»

Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?

Да, обеспечение учащихся горячим питанием – одно из обязательных условий, которые должна обеспечить школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством органами социальной защиты.

Сколько детей может обучаться в одном классе?

Количество определено СанПиН — до 25 человек.

Готовы ли учителя работать по новым стандартам?

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование: в предметной области, во владении методикой и технологиями обучения. По закону об Образовании РФ и нормами трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации. Все учителя 5-х классов, работающие по новым стандартам прошли сооветствующую курсовую подготовку.

Где можно ознакомиться с программами, которые реализует лицей на ступени основного общего образования?

В самой школе. Все реализуемые программы отражены в основной образовательной программе школы.

Обязан ли учитель при переходе на ФГОС пройти повышение квалификации?

Введение ФГОС общего образования — требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в  современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода —  методологической основы ФГОС.

В условиях перехода на ФГОС учителю целесообразно пройти повышение квалификации по данной проблеме.

На федеральном уровне предполагается разработать программы повышения квалификации, обеспечивающие готовность различных категорий педагогических и административных работников для успешного перехода образовательных учреждений на ФГОС (сентябрь 2010 г.),  организовать подготовку тьюторов, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников по проблемам введения Стандартов в субъектах РФ.

Поскольку переход на ФГОС предполагается осуществлять поэтапно, то и повышение квалификации также может быть организовано на протяжении определенного промежутка времени.

Курсовая подготовка педагогов Средней школы № 38  (на 1 сентября 2015 г.):

ступень количество педагогов, прошедших курсовую подготовку

количество педагогов, не прошедших  курсовую подготовку            

начальная школа

  100

0

5-9 классы

         100

  0

10-11 классы

            95 %

      5 %

 

Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя  по реализации требований ФГОС?

Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определенной в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нем системы оценочной деятельности.

В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности  и система внутришкольного контроля должны  быть переориентированы  на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Об инклюзивном образовании

Сейчас наблюдается тенденция к инклюзивному образованию детей-инвалидов. Но дети с ограниченными возможностями не всегда способны усвоить учебную программу в тот же срок, что и здоровые ученики. Предусматривает ли новый стандарт какие-то варианты для них? Имеются в виду сроки обучения, например, в начальной школе.

Где можно получить дополнительную информацию о ФГОС?

 

  • Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ 
  • Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

С 1 сентября 2012 года началась апробация ФГОС для 5-9 классов в ряде российских школ. Апробация необходима для того, чтобы проверить на практике новый стандарт. Ее результатом могут стать некоторые изменения, дополнения и уточнения, которые будут внесены в финальный вариант стандарта, который в штатном режиме будет введен во все российские школы в 2015-2016 учебном году, когда нынешние второклассники пойдут учиться в 5-ый класс. Ответы на вопросы можно найти на Сайте  http://mon-ru.livejournal.com/49528.html

Обязательным будет обучение по ФГОС:

  • на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года;
  • на ступени среднего  общего образования с 2020/21 учебного года.

 Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

  • Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
  • Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
  • Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Родители обучающегося обязаны:

  • обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;
  • обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий
  • Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих её деятельность
  • Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования.
  • Родители обязаны извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях

Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования (5-9) кл у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

 Какие требования выдвигает новый стандарт?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. В учебный план внесены следующие предметы:

2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

  • личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
  • метапредметных (универсальные учебные действия);
  • предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

3) Требования к условиям: реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных. Контент является обязательным к размещению/ Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент.