Военная полиция — полномочия и функции структуры

Весной широкую огласку получил скандальный случай в Омске, где офицер военной полиции оскорблял подчинённых, используя матерные слова.

Только благодаря видеозаписи этого происшествия, опубликованной на YouTube, многие узнали, что в Российской армии, оказывается, существует такая структура, как военная полиция.

Хотя несколько лет назад, когда она только формировалась, о ней говорили как о панацее от всех проблем в армии, призванной стать главным инструментом для борьбы с дедовщиной.

Увы, военная полиция до сих пор себя ничем не проявила. «Наша Версия» разбиралась, почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, оказалась неэффективной в России.

Устав военной полиции Вооружённых сил России был утверждён в конце марта 2015 года. Таким образом де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны.

Чем она занимается? Изредка появляются сообщения, что военные полицейские приняли участие в охране различных мероприятий боевой подготовки либо торжественных церемоний. На сегодня это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских.

Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

О создании военной полиции мечтали ещё в Советском Союзе

При этом вся обширная международная практика доказывает: военная полиция является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в 40 армиях мира.

Недаром, анализируя зарубежный опыт, о создании военной полиции в Советской армии впервые задумались ещё в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Однако вскоре страны не стало и затея забылась.

Вновь к идее создания военной полиции вернулись в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Но по различным причинам эти планы долго не были реализованы.

Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой откладывалось на протяжении пяти лет. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции.

На её вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе.

Такой кадровый потенциал закладывался не случайно – с самого начала военная полиция рассматривалась как мощная структура, задачи которой не ограничивались бы только поддержанием порядка в казармах.

Военным полицейским собирались предоставить монопольное право на проведение дознания в частях и возможность вести оперативно-разыскную работу, что означало создание собственного агентурного аппарата, а также право рассматривать жалобы и заявления военнослужащих.

Также планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операции. То есть военная полиция сама по себе становилась отдельным силовым ведомством, соединяющим в себе одновременно функции армии и тайной полиции. Естественно, такое могло насторожить многих.

Военные полицейские стали жертвой межведомственной борьбы

По теме

В Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета вдруг появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнёт работать исключительно в интересах военного командования.

Другие силовики посчитали, что наделённая большими полномочиями военная полиция в подчинении Минобороны даст министру обороны и начальнику Генштаба серьёзные рычаги воздействия.

В результате прочие силовики различными способами затягивали согласование проекта, отчего практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределённости.

Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании ещё одной силовой структуры нет никакой необходимости. В итоге 130-я бригада была расформирована, а решения о создании других полицейских частей были аннулированы.

В конце концов сменивший Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу отозвал на доработку направленный его предшественником на согласование в правительство и администрацию президента проект закона о военной полиции.

Вскоре документ был кардинально отредактирован, отчего военная полиция получила весьма ограниченные полномочия.

Задачи военных полицейских свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах, а также проведению предварительного дознания по преступлениям средней и малой тяжести.

Сейчас военной полицией напрямую руководит министр обороны.

Курирует военных полицейских профильный главк Минобороны, у которого в подчинении 4 региональных управления военной полиции, по одному в каждом военном округе, 142 армейские и флотские военные комендатуры, 39 гауптвахт, 2 дисциплинарных батальона, а также подразделения военной автоинспекции.

Численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек, и увеличение штата не планируется. Хотя во многих армиях мира военные полицейские составляют от 2 до 5% от общей численности вооружённых сил, то есть в российскую военную полицию для успешного выполнения ею своих задач должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих.

Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, а гарнизоны, особенно отдалённые, невозможно обеспечить даже обычными патрулями. Вести же речь о том, чтобы с такими штатами военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, просто смешно.

Сейчас в Главном управлении военной полиции заявляют, что армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей. В частности, проводят дознание по совершённому солдатом или офицером преступлению.

Однако, как отмечают эксперты, военную полицию как участника военного дознания никто всерьёз не воспринимает. Если преступление не слишком серьёзное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей.

Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура.

В связи с этим аналитики говорят, что военная полиция в российском варианте оказалась больше похожа на имитацию, получив бюрократическую форму развития.

То есть вместо создания полноценного военно-полицейского корпуса произошёл лишь процесс лёгкой модернизации военной комендатуры и не более того.

Придумали новую структуру, дали ей звучное название, чуть-чуть приукрасили военные комендатуры и провели их преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и освоили бюджет.

Военная полиция - полномочия и функции структуры

Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Главный положительный момент от создания военной полиции – возвращение гауптвахт, благодаря чему у командиров появился инструмент для укрепления воинской дисциплины. Сама же полиция выполняет практически те же функции, что раньше военная комендатура, кардинальных отличий у двух структур нет.

Возможно, нужно передать военную полицию от Минобороны Минюсту, поскольку функции данной структуры к нему ближе. Допускаю, что сейчас идёт своеобразная апробация системы военной полиции.

После того как недостатки будут выявлены, возможно, тогда будут приняты новые решения, через два-три года наверняка военную полицию ждут новые изменения.

Источник: https://versia.ru/zateya-s-sozdaniem-voennoj-policii-okazalas-provalnoj

Карательная операция

Военная полиция - полномочия и функции структуры Александр КРУГЛОВ 01.07.2015

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ ПАЛА ЖЕРТВОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ИНТРИГ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

В конце марта 2015 года был утвержден Устав военной полиции Вооруженных сил России. Таким образом, де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны.

Однако прошло уже несколько месяцев, а военные полицейские, которые должны стать оплотом борьбы с дедовщиной, ничем себя не проявляют.

Были замечены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», охраняли Парад Победы, обеспечивали охрану министра обороны в Крыму.

Изредка появляются сообщения, что они участвуют в охране различных мероприятий боевой подготовки. На сегодняшний день – это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских.

Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

Почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, неэффективна в России, выяснял корреспондент «Совершенно секретно».

Обширный международный опыт доказывает: военная полиция как особая служба в вооруженных силах многих государств является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка.

В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в сорока армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае.

На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях Прибалтийских государств.

О необходимости создания военной полиции, как показывает опыт других стран, эффективном инструменте регулирования воинской дисциплины, впервые задумались в советской армии. Институт военной полиции предлагалось ввести еще в 1989 году.

Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Идея стала еще более актуальной в Российской армии, где ситуация с дедовщиной всегда была далека от нормальной.

РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ НЕОДНОКРАТНО ОТКЛАДЫВАЛОСЬ

Вернуться к идее создания военной полиции решили в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Правда, эти планы по различным причинам реализованы не были.

Однако в 2010 году неожиданно было объявлено, что военная полиция в России уже существует и в 2011 году приступит к полноценному функционированию. Окончательное решение о создании военной полиции принял бывший министр обороны Анатолий Сердюков.

Но, как оказалось, это волевое решение было не окончательным.

Сколь долго и мучительно эта идея вынашивалась, столь же долго она и реализовывалась. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой на протяжении пяти лет откладывалось.

Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось.

Несмотря на это летом 2012 года начальник российского Генерального штаба генерал армии Николай Макаров заявил, что военная полиция начнет работать в декабре 2012 года, но формирование вновь было отложено.

ВОЗГЛАВИТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ СТРУКТУРУ МОГ ГЕНЕРАЛ С УГОЛОВНЫМ ПРОШЛЫМ

Тогда в Минобороны заявляли, что еще одной причиной замедления процесса создания нового ведомства – препоны, которые мешают назначить на должность его руководителя – генерала Сергея Суровикина. На личности этого генерала стоит остановиться особо.

Начнем с того, что у него множество неоднозначных моментов в биографии. Впервые о Суровикине стало известно во время августовского путча 1991-го, когда БМП батальона, которым он командовал, задавила троих человек.

Капитан Суровикин около семи месяцев находился под следствием, но в результате обвинения были сняты по прямому указанию Бориса Ельцина.

Вновь его имя грохнуло в Екатеринбурге, где он командовал 34-й мотострелковой дивизией: прямо в его кабинете застрелился заместитель комдива по вооружению. После этого инцидента генерала «спрятали» в Чечне – командиром 42-й мотострелковой дивизии.

Но решающий слив компромата произошел, когда принципиально решался вопрос о назначении генерала на должность начальника военной полиции.

В этот момент военная прокуратура обнародовала историю о том, что в 1995 году, будучи слушателем Академии имени Фрунзе, был осужден за «пособничество в приобретении и сбыте огнестрельного оружия» и приговорен к году лишения свободы условно.

И хотя выяснилось, что судимость была снята и погашена, а в истории с пистолетом не все однозначно, оказалось, что Суровикина использовали втемную, попросив перевезти пистолет для спортивных соревнований. Эти оправдания не помог­ли. Генерал так и не был назначен на должность главного военного полицейского.

Данный момент и правда стал ключевым и показательным в этой истории. Несмотря на талант генерала влипать в различные криминальные истории, в войсках он пользуется авторитетом.

Читайте также:  Участник боевых действий и ветеран боевых действий - в чем разница

Является жестким, но одновременно опытным управленцем – который и необходим для управления такой структурой, как военная полиция. Неслучайно он сейчас занимает одну из ключевых должностей в иерархии Минобороны – командующего Восточным военным округом.

В вопросе создания новой для России системы ему отводилась роль своеобразного тарана. Для этого его наделяли обширными полномочиями.

И генералу действительно многое удалось. За короткое время Суровикин сумел создать кадровый костяк новой службы, куда стали отбирать офицеров.

Попасть в полицию считалось престижным, поскольку место службы полицейских планировалось в крупных городах, где дислоцируются штабы военных округов и флотов.

При этом было обещано повышенное денежное довольствие, равное окладам военных прокуроров, и особый статус военного полицейского.

В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На ее вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе. Общая численность военной полиции должна была достигнуть 20 тыс. человек.

ПРОКУРАТУРА И ФСБ ПОБОЯЛИСЬ КОНКУРЕНЦИИ

Такие серьезные ресурсы привлекались неслучайно.

Изначально военная полиция планировалась как мощная правоохранительная и контрольная структура, которая не ограничилась бы только поддержанием порядка в казармах.

Были версии, что Сердюков организует личную гвардию. Законопроект о военной полиции, который разрабатывался в недрах Минобороны, давал новой правоохранительной структуре обширные полномочия.

Военная полиция получала монопольное право на проведение дознания в частях, возможность вести оперативно-разыскную работу, а значит, формировать свой агентурный аппарат, а также права рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операций, обеспечивать охрану зданий и должностных лиц.

Штат новой структуры предусматривал создание подразделений полиции в каждом крупном гарнизоне. Спорным моментом стало то, что военная полиция должна была взять на себя часть функций и полномочий, которые имеют военные структуры ФСБ и военной контрразведки.

Из-за этого угрозу для себя увидели в Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета.

У них появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнет работать исключительно в интересах военного командования.

Но есть и темная сторона этой проблемы: в условиях массовых сокращений силовых структур потеря части полномочий могла грозить серьезными сокращениями.

Тем более военную прокуратуру и военно-следственный комитет уже не первый год пытаются сделать гражданскими. Стало очевидно, что без противодействия со стороны органов не обойдется.

Началась подковерная борьба, в которой противниками Минобороны стали лоббисты военной контрразведки ФСБ и военной прокуратуры, у армейцев практически не было шансов победить.

В результате практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределенности.

Стало очевидно – что-то пошло не так: 130-я бригада была расформирована, другие полицейские части так и не создали.

В итоге региональные полицейские управления, ввиду отсутствия каких-либо реальных полномочий, занимались «имитацией деятельности»: принимали доклады из комендатур, обрабатывали информацию и переправляли в Москву.

Стремившиеся ранее в полицию офицеры стали подыскивать себе новые места службы. Приемники Суровикина никак себя на этом посту не проявили и заняли выжидательную позицию. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании еще одной силовой структуры нет никакой необходимости.

Кроме того, сменивший Сердюкова Сергей Шойгу рисковое дело предшественника решил не продолжать, и отозвал полицейский законопроект на доработку.

Проект закона о полиции, который в октябре 2012 года Сердюков направил на согласование в правительство и администрацию президента, был практически полностью переписан.

Закон о военной полиции был принят в прошлом году, и он далек от того, который подготовили военные в самом начале. Военная полиция получила весьма ограниченные полномочия и более чем скромные возможности.

Новая структура, согласно этому закону, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Эти общие слова означают, что по большому счету все полномочия такой ограниченной в функционале полиции свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах и предварительному дознанию по преступлениям средней и малой тяжести. И даже к этим пунктам есть серьезнейшие претензии.

Единственное новшество – военная полиция возьмет на себя охрану и дисбатов, и гауптвахт.

ПОД ВОЕННУЮ ПОЛИЦИЮ ВЕРНУЛИ ГАУПТВАХТЫ

Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что наиболее значимым при создании военной полиции является тот факт, что под новую структуру восстановлены гарнизонные гауптвахты и дисциплинарные батальоны, которые сегодня переданы под охрану военной полиции. По мнению нашего собеседника – это возвращает командирам дополнительный рычаг для поддержания дисциплины в подразделениях.

Объявлено, что военной полицией будет напрямую руководить министр обороны. В его компетенции также определение организационной структуры и численности. Сейчас это 6,5 тыс.

человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции в каждом военном округе, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в двух дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Численность увеличивать не планируется, хотя ранее сообщалось, что число военных полицейских будет минимум в три раза больше. Во многих армиях мира в таких подразделениях служат от 2 до 5 процентов от общей численности вооруженных сил.

То есть в российскую военную полицию должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих.

Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, гарнизоны, особенно отдаленные, невозможно будет обеспечить даже обычными пат­рулями.

Вести речь о том, чтобы с такой численностью военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, даже несерьезно.

Тем не менее в Главном управлении военной полиции заявляют, что, согласно Уставу, армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах.

Военные полицейские должны проводить дознание по совершенному солдатом или офицером преступлению. Раньше этим занимались младшие офицеры в частях.

Однако, как отмечают эксперты, сегодня военную полицию как участника военного дознания никто всерьез не воспринимает.

Если преступление не слишком серьезное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей, которые по старой русской традиции не выносят сор из избы. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура, которая дознавателей из военной полиции к месту преступления не подпустит даже на пушечный выстрел.

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИИ – ФИКЦИЯ

То, как нынешнее руководство военного ведомства относится к военной полиции, наглядно демонстрирует показательный факт. Первоначально подготовку кадров этой структуры планировали проводить на профильном факультете, специально создаваемом при Военном университете. А в дальнейшем даже собирались учредить Институт военной полиции.

Однако в середине июня появились сообщения, что создание факультета военной полиции на базе Военного университета Министерства обороны РФ откладывается на неопределенное время.

Так что в настоящее время штат этой структуры формируют преимущественно офицерами запаса с высшим юридическим образованием, большинство из которых рассматривают службу в военной полиции как возможность отсидеться в тихой гавани в период экономического кризиса.

Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, неудачи при создании военной полиции были вполне прогнозируемыми: «Структура создавалась в системы Минобороны, в итоге стала еще одним подразделением Минобороны, структурой военного управления по обеспечению правопорядка и дисциплины. Этого нельзя было допус­кать. Во многих западных странах военная полиция также остается в подчинении Минобороны, но там структура военного ведомства принципиально другая.

В этих странах существует четкое разделение: Генштаб – это система исключительно военного управления, а Минобороны является своеобразный посредником между военными и исполнительной властью.

Поэтому формально военная полиция подчиняется Минобороны, практически же – правительству.

Следуя логике, российскую военную полицию целесо­образнее подчинить правительству и дать полномочия обеспечивать порядок в военной сфере в целом. Иначе возникает конфликт интересов.

Оставить военную полицию в подчинении Минобороны и наделить ее большими полномочиями означало, что, по сути, министр обороны и начальник Генштаба получают более серьезные рычаги воздействия.

В наших условиях это может как минимум порождать натянутые отношения между главами силовых структур.

Поскольку российские силовые структуры рассматривают свои служебные полномочия как властные ресурсы воздействия на общество и другие органы власти и не собираются их терять. За распределение властных полномочий всегда ведется жесткая борьба.

Возможно, главная причина, по которой в итоге не получилось создать эффективную военную полицию, заключается в том, что, когда она создавалась, не оказалось серьезного лоббиста, политического тяжеловеса, который мог бы продавить интересы этой структуры на очень высоком уровне.

Этим можно объяснить то, что развитие военной полиции получило бюрократический, а по сути, имитационный путь развития.

Очевидно, что на сегодняшний день создана не военная полиция, а прошел процесс легкой модернизации военной комендатуры, и не более того.

Дали команду создать новую структуру, придумали ей звучное название, комендатуру чуть-чуть приукрасили, провели преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и все довольны».

МНЕНИЕ

Руководитель рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам защиты прав военнослужащих Сергей Кривенко:

«Пока непонятно, в чем же четкая функция военной полиции в России, поскольку основное, что ожидалось – это передача функций дознания военной полиции.

Очевидно, что порядок, когда на командиров возложена функция первичного дознания, не работает и даже противоречит здравому смыслу. Странно, что на командиров возлагается функция проведения предварительного расследования преступления.

Часто бывает, что они сами замешаны в нем, прямо либо косвенно. В результате это приводит к тому, что множество преступлений скрывается.

Конечно, должен быть независимый орган, который проводит дознание в войсках, и ожидалось, что таким органом станет военная полиция.

Была первоначальная идея реформировать Главную военную прокуратуру и создать единый правоохранительный орган совместно с военной полицией. Потом в Минобороны захотели, чтобы военная полиция была полностью независимой.

Но, по всей видимости, началось перетягивание канатов, что не позволило этому свершиться.

В результате военная полиция осталась в Минобороны. Говорят, что эта независимая структура внутри министерства подчиняется только министру. Это плюс. Но в идеале полиция должна быть независима от военного ведомства и с совсем другими полномочиями.

Читайте также:  Жилищная субсидия военнослужащим - как рассчитать и получить

Численность военной полиции сегодня явно занижена. По идее, ее подразделения должны быть развернуты по примеру военной прокуратуры, при каждой крупной воинской части. Только так можно незамедлительно иметь возможность реагировать и заниматься профилактикой правонарушений.

Пока роли военной полиции в войсках совершенно не видно».

Авторы:  Александр КРУГЛОВ

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/4881/

Определены права и обязанности военных полицейских в России

Де-факто подразделения военной полиции в нашей армии существуют более двух лет. Теперь их особые полномочия будут закреплены де-юре в новом Уставе.

После общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы этот документ отправят на согласование в заинтересованные министерства и ведомства. А заключительным шагом станет указ президента, вводящий Устав в действие.

В профильном главке Минобороны надеются, что он пройдет все необходимые процедуры до конца нынешнего года.

Военная полиция будет единственным правоохранительными органом в армии

Как и общевоинские уставы Вооруженных сил, свод правил для военной полиции получился достаточно объемным — почти две сотни страниц. Проект Устава определяет не только направления ее деятельности, функции и полномочия, но и общий состав, а также порядок действий армейских полицейских в различных ситуациях. Этот документ должен стать настольной книгой для каждого военного правоохранителя.

В документе сказано, что военная полиция — это орган, который предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и штатского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для соблюдения в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Этого вполне достаточно для наделения военно-правоохранительных подразделений широкими полномочиями — от противодействия преступности до обеспечения законности и правопорядка в воинских частях.

Армейские полицейские, в частности, имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу. Кроме того, по Уставу, военным правоохранителям в строго оговоренных ситуациях и четко определенном порядке разрешат использовать специальные средства и огнестрельное оружие.

Их подробный перечень тоже содержится в документе. В данном вопросе армейских полицейских фактически приравняли к их коллегам из МВД.

Армейских полицейских фактически приравняли к их коллегам из МВД

Другой их важнейшей функции станет борьба с «дедовщиной» и воровством имущества Вооруженных сил. Кроме того, военные полицейские смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки — в любое время суток заходить в воинские части и делать все необходимое для обеспечения там законности и правопорядка.

Что же касается непосредственного руководства полицейскими органами, эта задача легла на министра обороны. Он же определил ее организационную структуру и численность.

Сейчас это 6,5 тысячи человек, которые служат в профильном главке, региональных управлениях (они есть в каждом военном округе), 140 армейских и флотских комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Во Владивостоке матросы-тихоокеанцы избили сослуживца

В Главном управлении военной полиции корреспонденту «РГ» сказали, что согласно Уставу армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах. К примеру, провинившихся военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах всегда охраняли обычные рядовые и сержанты.

То же самое касалось «сторожей» тех, кто отбывает наказание в дисциплинарных батальонах. Новый Устав меняет подобную практику. Для службы на гауптвахтах и в дисбатах теперь будут набирать не призывников, а профессиональных военных полицейских.

Их же при необходимости задействуют на охрану потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства.

Еще одна область служебной деятельности, где по Уставу военные полицейские заменят войсковых командиров, — проведение дознания по какому-то солдатскому или офицерскому преступлению.

Как правило, по приказу командира части этим занимались взводные или ротные. Теперь роль дознавателя возьмут на себя военные полицейские.

А серьезное расследование преступления в армии и надзор за этим процессом по-прежнему будут осуществлять профессиональные военные юристы из СКР и Генпрокуратуры.

Справка «РГ»

В документе прописаны следующие направления деятельности военной полиции

1) Обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в соответствии с установленной Уставом компетенцией. 2) Осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных силах.

3) Производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам в случаях, установленных Уставом.

4) Установление местонахождения (поиск) и оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в розыске военнослужащих, лиц гражданского персонала и военного имущества Вооруженных сил.

5) Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих.

6) Охрана и конвоирование осужденных и содержащихся под стражей военнослужащих. 7) Обеспечение охраны объектов Вооруженных сил, перечень которых определяется министром обороны. 8) Обеспечение государственной защиты судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также других защищаемых лиц.

9) Обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах, координация деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Источник: https://rg.ru/2014/09/15/policiya-site.html

Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации : Министерство обороны Российской Федерации

Главное управление военной полиции Министерства оборо­ны Российской Федерации предназначено для защиты жизни, здо­ровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персона­ла, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законодательством Российской Федерации правоотношений в обла­сти обороны.

Основные задачи:

  1. обеспечение в Вооруженных Силах правопорядка и воин­ской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осу­ществление в пределах своей компетенции противодействия пре­ступности;
  2. обеспечение безопасности дорожного движения в Воору­женных Силах, координация деятельности войск и воинских фор­мирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного дви­жения;
  3. организация осуществления полномочий органа дознания в Вооруженных Силах;
  4. организация обеспечения охраны объектов Вооруженных Сил, в том числе служебных помещений военных прокуратур и во­енных следственных органов, а также мест проведения специаль­ных мероприятий с участием руководства Министерства обороны в пределах своей компетенции;
  5. организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы, а также со­действия в установленном порядке органам внутренних дел Рос­сийской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, совершивших преступление, и воен­ного имущества Вооруженных Сил;
  6. организация обеспечения исполнения уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и за­держанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, а также охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и во­инских формирований, к месту отбывания наказания на гауптвахту или в дисциплинарную воинскую часть или содержащихся на гаупт­вахте или в дисциплинарной воинской части;
  7. осуществление в пределах компетенции мер по противо­действию незаконному обороту наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров в Вооруженных Силах;
  8. организация обеспечения в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участ­ников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, су­дей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следствен­ных органов, а также других защищаемых лиц;
  9. сбор, обобщение и анализ информации по направлениям деятельности военной полиции, необходимой для выполнения Главным управлением военной полиции своих функций;
  10. разработка проектов законодательных актов, актов Прези­дента Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции, правовых актов Министерства обороны и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции;
  11. осуществление мероприятий по строительству и развитию военной полиции, подготовке личного состава военной полиции, методическому руководству военной полицией;
  12. руководство подчиненными органами военной полиции и контроль за их деятельностью;
  13. организация в пределах компетенции работы по формиро­ванию государственных закупок на поставку (выполнение работ, ока­зание услуг) вооружения, военной и специальной техники, военно­технического имущества, специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движе­нии и несения дорожно-патрульной службы, а также других мате­риальных средств по закрепленным номенклатурам и направлениям деятельности военной полиции;
  14. участие в пределах предоставленных полномочий в меро­приятиях по комплектованию военной полиции военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в мирное и военное время, прогнозирование и планирование потребностей военной по­лиции в военных кадрах;
  15. организация производства в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведения разбирательств по дисциплинарным проступкам.

В настоящее время проводится отбор кандидатов на службу в военную полицию на должности рядового и сержантского состава на контрактной основе. По указанным контактным адресам и телефонам будет предоставлена интересующая информация о имеющихся вакантных должностях, условиях прохождения военной службы и другие необходимые сведения.

  • Ограничения при отборе кандидатов для прохождения военной службы по контракту: гражданин РФ не может быть назначен на должность в военную полицию, если он:
  • — имеет гражданство иностранного государства.
  • Адреса и контактные телефоны органов управления военной полиции, осуществляющих набор граждан:

— является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; — осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет наличие неснятой или непогашенной судимости; — представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу; — состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником военной полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Региональное управление военной полиции по Западному военному округу г. Санкт-Петербург, Набережная обводного канала, д. 37, тел. (ф) 8-812-494-23-28.

Региональное управление военной полиции по Южному военному округу

Источник: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=11260@egOrganization

Военная полиция что такое

  • Весной 2010 года в России планировалось введение института военной полиции, которая бы находилась в ведении Минобороны России.
  • Новому силовому органу планировалось передать функции, лежащие на гарнизонных комендатурах, а также часть обязанностей командиров, например, проведение дознания в батальонах и ротах.
  • Предполагаемая кадровая численность — 5 тысяч человек.
  • Личный состав планировалось преимущественно комплектовать из числа офицеров, имеющих юридическое образование.
  • По словам начальника Главного управления боевой подготовки Валерия Евневича, все документы, касающиеся введения в Вооружённых Силах этого института, отработаны.

В январе 2014 года Государственная Дума Российской Федерации во втором и третьем чтениях приняла поправки в Федеральный закон об обороне, дополнив его пунктом 25.1 «Военная полиция Вооружённых Сил Российской Федерации».

  1. Функции военной полиции Италии выполняет карабинеры, входящие в состав вооружённых сил Италии.
  2. По вопросам обороны они подчиняются Министерству обороны Италии, по вопросам общественного порядка — Министерству внутренних дел Италии.
  3. Органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооружённых Сил, органов национальной безопасности, Национальной гвардии Республики Казахстан и осуществляющими функции по обеспечению правопорядка в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан Во время войны в Корее (1950—1953) к первоначальным добавилась ещё одна задача: борьба со спекуляцией и незаконной продажей американскими военнослужащими имущества армии.
Читайте также:  Права призывника в военкомате и его обязанности

Во время войны во Вьетнаме военная полиция привлекалась к: Военная полиция США насчитывает ок. Офицеры обучаются в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама).

Что такое военная полиция и каковы её полномочия? Справка

  • Руководит военной полицией США начальник военной полиции — заместитель генерального инспектора сухопутных войск.
  • Военная полиция состоит из: Жандармерия решает задачи в интересах вооружённых сил, а также выполняет значительный объём полицейских и административных функций в интересах всего государства.
  • Деятельность жандармерии имеет межведомственный характер и координируется также с Министерством внутренних дел Франции и Министерством юстиции Франции.

Руководство жандармерией осуществляет Министр обороны Франции.

Непосредственным начальником военной полиции является генеральный директор, который возглавляет Главное управление.

Жандармерия состоит из: Департаментская жандармерия — предназначена для охраны и обороны важных объектов, поддержания общественного порядка, сбора и передачи данных о внутренней обстановке, ведения учёта резервных компонентов.

Мобильная жандармерия — выполняет задачи по обеспечению общественного порядка и фактически является оперативным резервом сил безопасности.

Республиканская гвардия — специальное военизированное формирование по обеспечению безопасности и режима на важных государственных объектах (резиденции Президента Франции и премьер-министра Франции, Национальной ассамблеи и т. Специализированные формирования — обеспечивают охрану режимных объектов, осуществляют надзор за соблюдением правопорядка и законности, помогают административным службам в их повседневной деятельности.

Военная полиция насчитывает около 94 тысяч человек личного состава.

Военная полиция Германии — самостоятельный род войск Сухопутных войск бундесвера, решающая задачи в интересах ВВС, ВМС, а также войск союзников по НАТО, находящихся на территории Германии.

Служащие военной полиции в Германии называются фельдъегерями (нем. Военная полиция ФРГ насчитывает около 4500 человек личного состава.

  1. Центрального командования военной полиции в бундесвере не предусмотрено.
  2. Руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб.
  3. Военная полиция Министерства обороны Российской Федерации — правоохранительная структура Вооружённых Сил Российской Федерации.
  4. Военная полиция предназначена для обеспечения в ВС РФ правопорядка, воинской дисциплины.
  5. Руководитель военной полиции — генерал-лейтенант Владимир Ивановский.
  6. Орган управления ВП МО Российской Федерации — «Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации».

  7. Штаб-квартира (почтовый адрес) — улица Знаменка, дом № 19, Москва, Российская Федерация.
  8. По сути военная полиция — это видоизмененная военная комендатура с теми же задачами.
  9. Согласно «Учреждению для управления большой действующей армии», подписанному 27 января 1812 года императором Российской Империи Александром I, генерал-гевальдигер «есть военный полицмейстер в лагере армии, в главной квартире и вагенбурге» (о должности румормейстера уже не упоминается В Российской империи функции военной полиции выполняли Отдельный корпус жандармов (полевые жандармские эскадроны и крепостные жандармские команды) и формируемые на время войн, манёвров и расположения части вне казарм в самих частях команды — в части назначается один обер-офицер, один унтер-офицер и как минимум по нижнему чину от каждой роты, эскадрона, сотни, батареи и команды, после Февральской революции 1917 года, 4 марта 1917 года Временное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, включая жандармские полицейские управления железных дорог.
  10. 19 марта Временным правительством было принято решение опубликовать постановление о расформировании Отдельного корпуса жандармов, включая жандармские полицейские управления железных дорог.

Что такое военная полиция и каковы её полномочия Вопрос

  • Центрального командования военной полиции в бундесвере не предусмотрено.
  • Руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб.
  • Военная полиция Министерства обороны Российской Федерации — правоохранительная структура Вооружённых Сил Российской Федерации.
  • Военная полиция предназначена для обеспечения в ВС РФ правопорядка, воинской дисциплины.
  • Руководитель военной полиции — генерал-лейтенант Владимир Ивановский.
  • Орган управления ВП МО Российской Федерации — «Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации».
  1. Штаб-квартира (почтовый адрес) — улица Знаменка, дом № 19, Москва, Российская Федерация.
  2. По сути военная полиция — это видоизмененная военная комендатура с теми же задачами.

  3. Согласно «Учреждению для управления большой действующей армии», подписанному 27 января 1812 года императором Российской Империи Александром I, генерал-гевальдигер «есть военный полицмейстер в лагере армии, в главной квартире и вагенбурге» (о должности румормейстера уже не упоминается В Российской империи функции военной полиции выполняли Отдельный корпус жандармов (полевые жандармские эскадроны и крепостные жандармские команды) и формируемые на время войн, манёвров и расположения части вне казарм в самих частях команды — в части назначается один обер-офицер, один унтер-офицер и как минимум по нижнему чину от каждой роты, эскадрона, сотни, батареи и команды, после Февральской революции 1917 года, 4 марта 1917 года Временное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, включая жандармские полицейские управления железных дорог.
  4. 19 марта Временным правительством было принято решение опубликовать постановление о расформировании Отдельного корпуса жандармов, включая жандармские полицейские управления железных дорог.

Военная полиция — это. Что такое Военная полиция?

«Больше всего беспокоило быстро растущее сознание того, что не осталось никого, кто бы озаботился сохранением мира.

Исчезли красно-голубые нарукавные повязки военной полиции, а на углу улицы больше не стоял флегматичный, надёжный полицейский».

31 января 2006 года идею о создании военной полиции в Российской Федерации выдвинул президент России В. В декабре 2009 года Министр обороны Российской Федерации А. Сердюков подписал приказ о создании военной полиции на базе структур военных комендатур и военной автоинспекции, но весной 2010 года это решение было отменено.

  • В конце 2010 года пресс-служба Минобороны РФ сообщило, что «работа по созданию военного полицейского корпуса находится на завершающем этапе, в ходе которого особое внимание будет уделено формированию нормативной правовой базы…», «В связи с тем, что проводимая работа объемная и предусматривает необходимую процедуру обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, завершить её планируется в течение 2011 года».
  • Летом 2011 года Анатолий Сердюков проанонсировал создание до конца года военной полиции, которая займется наведением порядка в ВС России.
  • 1 декабря 2011 года создано Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.
  • Одной из главных функций военных полицейских станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах.
  • С начала 2016 года охрану российских военных объектов в Сирии и безопасность дорожного движения обеспечивает отряд военной полиции.
  • В декабре 2016 года, после освобождения в ходе Военной операции России в Сирии города Алеппо, туда переброшен батальон военной полиции для поддержания порядка на освобожденных территориях и оказания помощи городским властям Алеппо в обеспечении правопорядка.

Устав военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённый указом российского президента В. Устав прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

В документе сказано, что военная полиция — это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

  1. Военная полиция наделяется широкими полномочиями — от противодействия преступности до обеспечения дисциплины в военных гарнизонах.
  2. Кроме того, армейские полицейские имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу.
  3. Устав содержит перечень ситуаций, при которых военным правоохранителям разрешено пользоваться специальными средствами (дубинка, наручники).
  4. Одной из важнейших функций, прописанных в документе, станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах силами военнослужащих военных комендатур.
  5. Согласно уставу, военные полицейские формально с разрешения командующих округов смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки с целью обеспечения законности и правопорядка.
  6. Руководить военной полицией уполномочивается глава Минобороны страны.
  7. Он же определяет их организационную структуру и численность, составляющая в настоящее время 6,5 тыс.
  8. Человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.
  9. Обучать на военных полицейских будут на курсах военных полицейских.
  10. А в дальнейшем в армии могут учредить Институт военной полиции.

Военная полиция что это такое и чем она будет заниматься

  • Пока же в её штат набирают в основном офицеров с высшим юридическим образованием.
  • Подготовка офицеров военной полиции ведется в рамках повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища.
  • В 2017 году в Московском высшем общевойсковом командном училище прошёл набор роты курсантов, которых будут готовить по профилю военной полиции.
  • В будущем планируется создать Институт военной полиции.
  • Подготовкой офицеров для военной полиции также займется недавно созданные военные кафедры при Московской академии Следственного комитета Российской Федерации и Всероссийского государственного университета юстиции.
  • Для подготовки новых специалистов и повышения квалификации действующего состава, 1 декабря 2017 года открыт Учебный центр военной полиции Министерства обороны Российской Федерации во Владикавказе.
  • Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах.
  • По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).
  • Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г.
  • № 350 20 июня 2013 года Министерство обороны Российской Федерации разместило заказ на поставку 919 пистолетов ПБ-4СП «Оса», 3684 противоударных комплектов «Щит», 1400 ручных гранат раздражающего действия РГК-60РД, 420 телескопических раскладных дубинок ПУС-3Т и 3684 дубинки ПУС-2М.
  • Пока же в её штат набирают в основном офицеров с высшим юридическим образованием.
  • Подготовка офицеров военной полиции ведется в рамках повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища.
  • В 2017 году в Московском высшем общевойсковом командном училище прошёл набор роты курсантов, которых будут готовить по профилю военной полиции.
  • В будущем планируется создать Институт военной полиции.
  • Подготовкой офицеров для военной полиции также займется недавно созданные военные кафедры при Московской академии Следственного комитета Российской Федерации и Всероссийского государственного университета юстиции.
  • Для подготовки новых специалистов и повышения квалификации действующего состава, 1 декабря 2017 года открыт Учебный центр военной полиции Министерства обороны Российской Федерации во Владикавказе.
  • Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах.
  • По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).
  • Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г.
  • № 350 20 июня 2013 года Министерство обороны Российской Федерации разместило заказ на поставку 919 пистолетов ПБ-4СП «Оса», 3684 противоударных комплектов «Щит», 1400 ручных гранат раздражающего действия РГК-60РД, 420 телескопических раскладных дубинок ПУС-3Т и 3684 дубинки ПУС-2М.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/documents/voennaya-policiya-chto-takoe

Ссылка на основную публикацию