Военная полиция — полномочия и функции структуры

Весной широкую огласку получил скандальный случай в Омске, где офицер военной полиции оскорблял подчинённых, используя матерные слова.

Только благодаря видеозаписи этого происшествия, опубликованной на YouTube, многие узнали, что в Российской армии, оказывается, существует такая структура, как военная полиция.

Хотя несколько лет назад, когда она только формировалась, о ней говорили как о панацее от всех проблем в армии, призванной стать главным инструментом для борьбы с дедовщиной.

Увы, военная полиция до сих пор себя ничем не проявила. «Наша Версия» разбиралась, почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, оказалась неэффективной в России.

Устав военной полиции Вооружённых сил России был утверждён в конце марта 2015 года. Таким образом де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны.

Чем она занимается? Изредка появляются сообщения, что военные полицейские приняли участие в охране различных мероприятий боевой подготовки либо торжественных церемоний. На сегодня это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских.

Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

О создании военной полиции мечтали ещё в Советском Союзе

При этом вся обширная международная практика доказывает: военная полиция является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в 40 армиях мира.

Недаром, анализируя зарубежный опыт, о создании военной полиции в Советской армии впервые задумались ещё в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Однако вскоре страны не стало и затея забылась.

Вновь к идее создания военной полиции вернулись в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Но по различным причинам эти планы долго не были реализованы.

Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой откладывалось на протяжении пяти лет. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции.

На её вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе.

Такой кадровый потенциал закладывался не случайно – с самого начала военная полиция рассматривалась как мощная структура, задачи которой не ограничивались бы только поддержанием порядка в казармах.

Военным полицейским собирались предоставить монопольное право на проведение дознания в частях и возможность вести оперативно-разыскную работу, что означало создание собственного агентурного аппарата, а также право рассматривать жалобы и заявления военнослужащих.

Также планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операции. То есть военная полиция сама по себе становилась отдельным силовым ведомством, соединяющим в себе одновременно функции армии и тайной полиции. Естественно, такое могло насторожить многих.

Военные полицейские стали жертвой межведомственной борьбы

По теме

В Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета вдруг появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнёт работать исключительно в интересах военного командования.

Другие силовики посчитали, что наделённая большими полномочиями военная полиция в подчинении Минобороны даст министру обороны и начальнику Генштаба серьёзные рычаги воздействия.

В результате прочие силовики различными способами затягивали согласование проекта, отчего практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределённости.

Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании ещё одной силовой структуры нет никакой необходимости. В итоге 130-я бригада была расформирована, а решения о создании других полицейских частей были аннулированы.

В конце концов сменивший Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу отозвал на доработку направленный его предшественником на согласование в правительство и администрацию президента проект закона о военной полиции.

Вскоре документ был кардинально отредактирован, отчего военная полиция получила весьма ограниченные полномочия.

Задачи военных полицейских свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах, а также проведению предварительного дознания по преступлениям средней и малой тяжести.

Сейчас военной полицией напрямую руководит министр обороны.

Курирует военных полицейских профильный главк Минобороны, у которого в подчинении 4 региональных управления военной полиции, по одному в каждом военном округе, 142 армейские и флотские военные комендатуры, 39 гауптвахт, 2 дисциплинарных батальона, а также подразделения военной автоинспекции.

Численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек, и увеличение штата не планируется. Хотя во многих армиях мира военные полицейские составляют от 2 до 5% от общей численности вооружённых сил, то есть в российскую военную полицию для успешного выполнения ею своих задач должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих.

Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, а гарнизоны, особенно отдалённые, невозможно обеспечить даже обычными патрулями. Вести же речь о том, чтобы с такими штатами военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, просто смешно.

Сейчас в Главном управлении военной полиции заявляют, что армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей. В частности, проводят дознание по совершённому солдатом или офицером преступлению.

Однако, как отмечают эксперты, военную полицию как участника военного дознания никто всерьёз не воспринимает. Если преступление не слишком серьёзное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей.

Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура.

В связи с этим аналитики говорят, что военная полиция в российском варианте оказалась больше похожа на имитацию, получив бюрократическую форму развития.

То есть вместо создания полноценного военно-полицейского корпуса произошёл лишь процесс лёгкой модернизации военной комендатуры и не более того.

Придумали новую структуру, дали ей звучное название, чуть-чуть приукрасили военные комендатуры и провели их преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и освоили бюджет.

Военная полиция - полномочия и функции структуры

Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Главный положительный момент от создания военной полиции – возвращение гауптвахт, благодаря чему у командиров появился инструмент для укрепления воинской дисциплины. Сама же полиция выполняет практически те же функции, что раньше военная комендатура, кардинальных отличий у двух структур нет.

Возможно, нужно передать военную полицию от Минобороны Минюсту, поскольку функции данной структуры к нему ближе. Допускаю, что сейчас идёт своеобразная апробация системы военной полиции.

После того как недостатки будут выявлены, возможно, тогда будут приняты новые решения, через два-три года наверняка военную полицию ждут новые изменения.

Источник: https://versia.ru/zateya-s-sozdaniem-voennoj-policii-okazalas-provalnoj

Карательная операция

Военная полиция - полномочия и функции структуры Александр КРУГЛОВ 01.07.2015

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ ПАЛА ЖЕРТВОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ИНТРИГ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

В конце марта 2015 года был утвержден Устав военной полиции Вооруженных сил России. Таким образом, де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны.

Однако прошло уже несколько месяцев, а военные полицейские, которые должны стать оплотом борьбы с дедовщиной, ничем себя не проявляют.

Были замечены на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», охраняли Парад Победы, обеспечивали охрану министра обороны в Крыму.

Изредка появляются сообщения, что они участвуют в охране различных мероприятий боевой подготовки. На сегодняшний день – это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских.

Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

Почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, неэффективна в России, выяснял корреспондент «Совершенно секретно».

Обширный международный опыт доказывает: военная полиция как особая служба в вооруженных силах многих государств является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка.

В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в сорока армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае.

На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях Прибалтийских государств.

О необходимости создания военной полиции, как показывает опыт других стран, эффективном инструменте регулирования воинской дисциплины, впервые задумались в советской армии. Институт военной полиции предлагалось ввести еще в 1989 году.

Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Идея стала еще более актуальной в Российской армии, где ситуация с дедовщиной всегда была далека от нормальной.

РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ НЕОДНОКРАТНО ОТКЛАДЫВАЛОСЬ

Вернуться к идее создания военной полиции решили в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Правда, эти планы по различным причинам реализованы не были.

Однако в 2010 году неожиданно было объявлено, что военная полиция в России уже существует и в 2011 году приступит к полноценному функционированию. Окончательное решение о создании военной полиции принял бывший министр обороны Анатолий Сердюков.

Но, как оказалось, это волевое решение было не окончательным.

Сколь долго и мучительно эта идея вынашивалась, столь же долго она и реализовывалась. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой на протяжении пяти лет откладывалось.

Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось.

Несмотря на это летом 2012 года начальник российского Генерального штаба генерал армии Николай Макаров заявил, что военная полиция начнет работать в декабре 2012 года, но формирование вновь было отложено.

ВОЗГЛАВИТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ СТРУКТУРУ МОГ ГЕНЕРАЛ С УГОЛОВНЫМ ПРОШЛЫМ

Тогда в Минобороны заявляли, что еще одной причиной замедления процесса создания нового ведомства – препоны, которые мешают назначить на должность его руководителя – генерала Сергея Суровикина. На личности этого генерала стоит остановиться особо.

Начнем с того, что у него множество неоднозначных моментов в биографии. Впервые о Суровикине стало известно во время августовского путча 1991-го, когда БМП батальона, которым он командовал, задавила троих человек.

Капитан Суровикин около семи месяцев находился под следствием, но в результате обвинения были сняты по прямому указанию Бориса Ельцина.

Вновь его имя грохнуло в Екатеринбурге, где он командовал 34-й мотострелковой дивизией: прямо в его кабинете застрелился заместитель комдива по вооружению. После этого инцидента генерала «спрятали» в Чечне – командиром 42-й мотострелковой дивизии.

Но решающий слив компромата произошел, когда принципиально решался вопрос о назначении генерала на должность начальника военной полиции.

В этот момент военная прокуратура обнародовала историю о том, что в 1995 году, будучи слушателем Академии имени Фрунзе, был осужден за «пособничество в приобретении и сбыте огнестрельного оружия» и приговорен к году лишения свободы условно.

И хотя выяснилось, что судимость была снята и погашена, а в истории с пистолетом не все однозначно, оказалось, что Суровикина использовали втемную, попросив перевезти пистолет для спортивных соревнований. Эти оправдания не помог­ли. Генерал так и не был назначен на должность главного военного полицейского.

Данный момент и правда стал ключевым и показательным в этой истории. Несмотря на талант генерала влипать в различные криминальные истории, в войсках он пользуется авторитетом.

Читайте также:  Налоговые льготы для военнослужащих контрактникам и срочникам

Является жестким, но одновременно опытным управленцем – который и необходим для управления такой структурой, как военная полиция. Неслучайно он сейчас занимает одну из ключевых должностей в иерархии Минобороны – командующего Восточным военным округом.

В вопросе создания новой для России системы ему отводилась роль своеобразного тарана. Для этого его наделяли обширными полномочиями.

И генералу действительно многое удалось. За короткое время Суровикин сумел создать кадровый костяк новой службы, куда стали отбирать офицеров.

Попасть в полицию считалось престижным, поскольку место службы полицейских планировалось в крупных городах, где дислоцируются штабы военных округов и флотов.

При этом было обещано повышенное денежное довольствие, равное окладам военных прокуроров, и особый статус военного полицейского.

В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На ее вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе. Общая численность военной полиции должна была достигнуть 20 тыс. человек.

ПРОКУРАТУРА И ФСБ ПОБОЯЛИСЬ КОНКУРЕНЦИИ

Такие серьезные ресурсы привлекались неслучайно.

Изначально военная полиция планировалась как мощная правоохранительная и контрольная структура, которая не ограничилась бы только поддержанием порядка в казармах.

Были версии, что Сердюков организует личную гвардию. Законопроект о военной полиции, который разрабатывался в недрах Минобороны, давал новой правоохранительной структуре обширные полномочия.

Военная полиция получала монопольное право на проведение дознания в частях, возможность вести оперативно-разыскную работу, а значит, формировать свой агентурный аппарат, а также права рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операций, обеспечивать охрану зданий и должностных лиц.

Штат новой структуры предусматривал создание подразделений полиции в каждом крупном гарнизоне. Спорным моментом стало то, что военная полиция должна была взять на себя часть функций и полномочий, которые имеют военные структуры ФСБ и военной контрразведки.

Из-за этого угрозу для себя увидели в Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета.

У них появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнет работать исключительно в интересах военного командования.

Но есть и темная сторона этой проблемы: в условиях массовых сокращений силовых структур потеря части полномочий могла грозить серьезными сокращениями.

Тем более военную прокуратуру и военно-следственный комитет уже не первый год пытаются сделать гражданскими. Стало очевидно, что без противодействия со стороны органов не обойдется.

Началась подковерная борьба, в которой противниками Минобороны стали лоббисты военной контрразведки ФСБ и военной прокуратуры, у армейцев практически не было шансов победить.

В результате практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределенности.

Стало очевидно – что-то пошло не так: 130-я бригада была расформирована, другие полицейские части так и не создали.

В итоге региональные полицейские управления, ввиду отсутствия каких-либо реальных полномочий, занимались «имитацией деятельности»: принимали доклады из комендатур, обрабатывали информацию и переправляли в Москву.

Стремившиеся ранее в полицию офицеры стали подыскивать себе новые места службы. Приемники Суровикина никак себя на этом посту не проявили и заняли выжидательную позицию. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании еще одной силовой структуры нет никакой необходимости.

Кроме того, сменивший Сердюкова Сергей Шойгу рисковое дело предшественника решил не продолжать, и отозвал полицейский законопроект на доработку.

Проект закона о полиции, который в октябре 2012 года Сердюков направил на согласование в правительство и администрацию президента, был практически полностью переписан.

Закон о военной полиции был принят в прошлом году, и он далек от того, который подготовили военные в самом начале. Военная полиция получила весьма ограниченные полномочия и более чем скромные возможности.

Новая структура, согласно этому закону, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Эти общие слова означают, что по большому счету все полномочия такой ограниченной в функционале полиции свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах и предварительному дознанию по преступлениям средней и малой тяжести. И даже к этим пунктам есть серьезнейшие претензии.

Единственное новшество – военная полиция возьмет на себя охрану и дисбатов, и гауптвахт.

ПОД ВОЕННУЮ ПОЛИЦИЮ ВЕРНУЛИ ГАУПТВАХТЫ

Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что наиболее значимым при создании военной полиции является тот факт, что под новую структуру восстановлены гарнизонные гауптвахты и дисциплинарные батальоны, которые сегодня переданы под охрану военной полиции. По мнению нашего собеседника – это возвращает командирам дополнительный рычаг для поддержания дисциплины в подразделениях.

Объявлено, что военной полицией будет напрямую руководить министр обороны. В его компетенции также определение организационной структуры и численности. Сейчас это 6,5 тыс.

человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции в каждом военном округе, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в двух дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Численность увеличивать не планируется, хотя ранее сообщалось, что число военных полицейских будет минимум в три раза больше. Во многих армиях мира в таких подразделениях служат от 2 до 5 процентов от общей численности вооруженных сил.

То есть в российскую военную полицию должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих.

Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, гарнизоны, особенно отдаленные, невозможно будет обеспечить даже обычными пат­рулями.

Вести речь о том, чтобы с такой численностью военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, даже несерьезно.

Тем не менее в Главном управлении военной полиции заявляют, что, согласно Уставу, армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах.

Военные полицейские должны проводить дознание по совершенному солдатом или офицером преступлению. Раньше этим занимались младшие офицеры в частях.

Однако, как отмечают эксперты, сегодня военную полицию как участника военного дознания никто всерьез не воспринимает.

Если преступление не слишком серьезное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей, которые по старой русской традиции не выносят сор из избы. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура, которая дознавателей из военной полиции к месту преступления не подпустит даже на пушечный выстрел.

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИИ – ФИКЦИЯ

То, как нынешнее руководство военного ведомства относится к военной полиции, наглядно демонстрирует показательный факт. Первоначально подготовку кадров этой структуры планировали проводить на профильном факультете, специально создаваемом при Военном университете. А в дальнейшем даже собирались учредить Институт военной полиции.

Однако в середине июня появились сообщения, что создание факультета военной полиции на базе Военного университета Министерства обороны РФ откладывается на неопределенное время.

Так что в настоящее время штат этой структуры формируют преимущественно офицерами запаса с высшим юридическим образованием, большинство из которых рассматривают службу в военной полиции как возможность отсидеться в тихой гавани в период экономического кризиса.

Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, неудачи при создании военной полиции были вполне прогнозируемыми: «Структура создавалась в системы Минобороны, в итоге стала еще одним подразделением Минобороны, структурой военного управления по обеспечению правопорядка и дисциплины. Этого нельзя было допус­кать. Во многих западных странах военная полиция также остается в подчинении Минобороны, но там структура военного ведомства принципиально другая.

В этих странах существует четкое разделение: Генштаб – это система исключительно военного управления, а Минобороны является своеобразный посредником между военными и исполнительной властью.

Поэтому формально военная полиция подчиняется Минобороны, практически же – правительству.

Следуя логике, российскую военную полицию целесо­образнее подчинить правительству и дать полномочия обеспечивать порядок в военной сфере в целом. Иначе возникает конфликт интересов.

Оставить военную полицию в подчинении Минобороны и наделить ее большими полномочиями означало, что, по сути, министр обороны и начальник Генштаба получают более серьезные рычаги воздействия.

В наших условиях это может как минимум порождать натянутые отношения между главами силовых структур.

Поскольку российские силовые структуры рассматривают свои служебные полномочия как властные ресурсы воздействия на общество и другие органы власти и не собираются их терять. За распределение властных полномочий всегда ведется жесткая борьба.

Возможно, главная причина, по которой в итоге не получилось создать эффективную военную полицию, заключается в том, что, когда она создавалась, не оказалось серьезного лоббиста, политического тяжеловеса, который мог бы продавить интересы этой структуры на очень высоком уровне.

Этим можно объяснить то, что развитие военной полиции получило бюрократический, а по сути, имитационный путь развития.

Очевидно, что на сегодняшний день создана не военная полиция, а прошел процесс легкой модернизации военной комендатуры, и не более того.

Дали команду создать новую структуру, придумали ей звучное название, комендатуру чуть-чуть приукрасили, провели преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и все довольны».

МНЕНИЕ

Руководитель рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по вопросам защиты прав военнослужащих Сергей Кривенко:

«Пока непонятно, в чем же четкая функция военной полиции в России, поскольку основное, что ожидалось – это передача функций дознания военной полиции.

Очевидно, что порядок, когда на командиров возложена функция первичного дознания, не работает и даже противоречит здравому смыслу. Странно, что на командиров возлагается функция проведения предварительного расследования преступления.

Часто бывает, что они сами замешаны в нем, прямо либо косвенно. В результате это приводит к тому, что множество преступлений скрывается.

Конечно, должен быть независимый орган, который проводит дознание в войсках, и ожидалось, что таким органом станет военная полиция.

Была первоначальная идея реформировать Главную военную прокуратуру и создать единый правоохранительный орган совместно с военной полицией. Потом в Минобороны захотели, чтобы военная полиция была полностью независимой.

Но, по всей видимости, началось перетягивание канатов, что не позволило этому свершиться.

В результате военная полиция осталась в Минобороны. Говорят, что эта независимая структура внутри министерства подчиняется только министру. Это плюс. Но в идеале полиция должна быть независима от военного ведомства и с совсем другими полномочиями.

Читайте также:  Обследование от военкомата: советы о порядке прохождения

Численность военной полиции сегодня явно занижена. По идее, ее подразделения должны быть развернуты по примеру военной прокуратуры, при каждой крупной воинской части. Только так можно незамедлительно иметь возможность реагировать и заниматься профилактикой правонарушений.

Пока роли военной полиции в войсках совершенно не видно».

Авторы:  Александр КРУГЛОВ

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/4881/

Определены права и обязанности военных полицейских в России

Де-факто подразделения военной полиции в нашей армии существуют более двух лет. Теперь их особые полномочия будут закреплены де-юре в новом Уставе.

После общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы этот документ отправят на согласование в заинтересованные министерства и ведомства. А заключительным шагом станет указ президента, вводящий Устав в действие.

В профильном главке Минобороны надеются, что он пройдет все необходимые процедуры до конца нынешнего года.

Военная полиция будет единственным правоохранительными органом в армии

Как и общевоинские уставы Вооруженных сил, свод правил для военной полиции получился достаточно объемным — почти две сотни страниц. Проект Устава определяет не только направления ее деятельности, функции и полномочия, но и общий состав, а также порядок действий армейских полицейских в различных ситуациях. Этот документ должен стать настольной книгой для каждого военного правоохранителя.

В документе сказано, что военная полиция — это орган, который предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и штатского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для соблюдения в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Этого вполне достаточно для наделения военно-правоохранительных подразделений широкими полномочиями — от противодействия преступности до обеспечения законности и правопорядка в воинских частях.

Армейские полицейские, в частности, имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу. Кроме того, по Уставу, военным правоохранителям в строго оговоренных ситуациях и четко определенном порядке разрешат использовать специальные средства и огнестрельное оружие.

Их подробный перечень тоже содержится в документе. В данном вопросе армейских полицейских фактически приравняли к их коллегам из МВД.

Армейских полицейских фактически приравняли к их коллегам из МВД

Другой их важнейшей функции станет борьба с «дедовщиной» и воровством имущества Вооруженных сил. Кроме того, военные полицейские смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки — в любое время суток заходить в воинские части и делать все необходимое для обеспечения там законности и правопорядка.

Что же касается непосредственного руководства полицейскими органами, эта задача легла на министра обороны. Он же определил ее организационную структуру и численность.

Сейчас это 6,5 тысячи человек, которые служат в профильном главке, региональных управлениях (они есть в каждом военном округе), 140 армейских и флотских комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Во Владивостоке матросы-тихоокеанцы избили сослуживца

В Главном управлении военной полиции корреспонденту «РГ» сказали, что согласно Уставу армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах. К примеру, провинившихся военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах всегда охраняли обычные рядовые и сержанты.

То же самое касалось «сторожей» тех, кто отбывает наказание в дисциплинарных батальонах. Новый Устав меняет подобную практику. Для службы на гауптвахтах и в дисбатах теперь будут набирать не призывников, а профессиональных военных полицейских.

Их же при необходимости задействуют на охрану потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства.

Еще одна область служебной деятельности, где по Уставу военные полицейские заменят войсковых командиров, — проведение дознания по какому-то солдатскому или офицерскому преступлению.

Как правило, по приказу командира части этим занимались взводные или ротные. Теперь роль дознавателя возьмут на себя военные полицейские.

А серьезное расследование преступления в армии и надзор за этим процессом по-прежнему будут осуществлять профессиональные военные юристы из СКР и Генпрокуратуры.

Справка «РГ»

В документе прописаны следующие направления деятельности военной полиции

1) Обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в соответствии с установленной Уставом компетенцией. 2) Осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных силах.

3) Производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам в случаях, установленных Уставом.

4) Установление местонахождения (поиск) и оказание помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в розыске военнослужащих, лиц гражданского персонала и военного имущества Вооруженных сил.

5) Исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих.

6) Охрана и конвоирование осужденных и содержащихся под стражей военнослужащих. 7) Обеспечение охраны объектов Вооруженных сил, перечень которых определяется министром обороны. 8) Обеспечение государственной защиты судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также других защищаемых лиц.

9) Обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах, координация деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Источник: https://rg.ru/2014/09/15/policiya-site.html

Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации : Министерство обороны Российской Федерации

Главное управление военной полиции Министерства оборо­ны Российской Федерации предназначено для защиты жизни, здо­ровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персона­ла, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законодательством Российской Федерации правоотношений в обла­сти обороны.

Основные задачи:

  1. обеспечение в Вооруженных Силах правопорядка и воин­ской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осу­ществление в пределах своей компетенции противодействия пре­ступности;
  2. обеспечение безопасности дорожного движения в Воору­женных Силах, координация деятельности войск и воинских фор­мирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного дви­жения;
  3. организация осуществления полномочий органа дознания в Вооруженных Силах;
  4. организация обеспечения охраны объектов Вооруженных Сил, в том числе служебных помещений военных прокуратур и во­енных следственных органов, а также мест проведения специаль­ных мероприятий с участием руководства Министерства обороны в пределах своей компетенции;
  5. организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы, а также со­действия в установленном порядке органам внутренних дел Рос­сийской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, совершивших преступление, и воен­ного имущества Вооруженных Сил;
  6. организация обеспечения исполнения уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и за­держанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, а также охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и во­инских формирований, к месту отбывания наказания на гауптвахту или в дисциплинарную воинскую часть или содержащихся на гаупт­вахте или в дисциплинарной воинской части;
  7. осуществление в пределах компетенции мер по противо­действию незаконному обороту наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров в Вооруженных Силах;
  8. организация обеспечения в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участ­ников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, су­дей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следствен­ных органов, а также других защищаемых лиц;
  9. сбор, обобщение и анализ информации по направлениям деятельности военной полиции, необходимой для выполнения Главным управлением военной полиции своих функций;
  10. разработка проектов законодательных актов, актов Прези­дента Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции, правовых актов Министерства обороны и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции;
  11. осуществление мероприятий по строительству и развитию военной полиции, подготовке личного состава военной полиции, методическому руководству военной полицией;
  12. руководство подчиненными органами военной полиции и контроль за их деятельностью;
  13. организация в пределах компетенции работы по формиро­ванию государственных закупок на поставку (выполнение работ, ока­зание услуг) вооружения, военной и специальной техники, военно­технического имущества, специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движе­нии и несения дорожно-патрульной службы, а также других мате­риальных средств по закрепленным номенклатурам и направлениям деятельности военной полиции;
  14. участие в пределах предоставленных полномочий в меро­приятиях по комплектованию военной полиции военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в мирное и военное время, прогнозирование и планирование потребностей военной по­лиции в военных кадрах;
  15. организация производства в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведения разбирательств по дисциплинарным проступкам.

В настоящее время проводится отбор кандидатов на службу в военную полицию на должности рядового и сержантского состава на контрактной основе. По указанным контактным адресам и телефонам будет предоставлена интересующая информация о имеющихся вакантных должностях, условиях прохождения военной службы и другие необходимые сведения.

  • Ограничения при отборе кандидатов для прохождения военной службы по контракту: гражданин РФ не может быть назначен на должность в военную полицию, если он:
  • — имеет гражданство иностранного государства.
  • Адреса и контактные телефоны органов управления военной полиции, осуществляющих набор граждан:

— является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; — осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет наличие неснятой или непогашенной судимости; — представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу; — состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником военной полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Региональное управление военной полиции по Западному военному округу г. Санкт-Петербург, Набережная обводного канала, д. 37, тел. (ф) 8-812-494-23-28.

Региональное управление военной полиции по Южному военному округу

Источник: https://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=11260@egOrganization

Военная полиция что такое

  • Весной 2010 года в России планировалось введение института военной полиции, которая бы находилась в ведении Минобороны России.
  • Новому силовому органу планировалось передать функции, лежащие на гарнизонных комендатурах, а также часть обязанностей командиров, например, проведение дознания в батальонах и ротах.
  • Предполагаемая кадровая численность — 5 тысяч человек.
  • Личный состав планировалось преимущественно комплектовать из числа офицеров, имеющих юридическое образование.
  • По словам начальника Главного управления боевой подготовки Валерия Евневича, все документы, касающиеся введения в Вооружённых Силах этого института, отработаны.

В январе 2014 года Государственная Дума Российской Федерации во втором и третьем чтениях приняла поправки в Федеральный закон об обороне, дополнив его пунктом 25.1 «Военная полиция Вооружённых Сил Российской Федерации».

  1. Функции военной полиции Италии выполняет карабинеры, входящие в состав вооружённых сил Италии.
  2. По вопросам обороны они подчиняются Министерству обороны Италии, по вопросам общественного порядка — Министерству внутренних дел Италии.
  3. Органы военной полиции являются специальными воинскими подразделениями, организационно входящими в состав Вооружённых Сил, органов национальной безопасности, Национальной гвардии Республики Казахстан и осуществляющими функции по обеспечению правопорядка в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан Во время войны в Корее (1950—1953) к первоначальным добавилась ещё одна задача: борьба со спекуляцией и незаконной продажей американскими военнослужащими имущества армии.
Читайте также:  Рапорт на военную ипотеку - основные требования

Во время войны во Вьетнаме военная полиция привлекалась к: Военная полиция США насчитывает ок. Офицеры обучаются в школе военной полиции (Форт-Макклелан, штат Алабама).

Что такое военная полиция и каковы её полномочия? Справка

  • Руководит военной полицией США начальник военной полиции — заместитель генерального инспектора сухопутных войск.
  • Военная полиция состоит из: Жандармерия решает задачи в интересах вооружённых сил, а также выполняет значительный объём полицейских и административных функций в интересах всего государства.
  • Деятельность жандармерии имеет межведомственный характер и координируется также с Министерством внутренних дел Франции и Министерством юстиции Франции.

Руководство жандармерией осуществляет Министр обороны Франции.

Непосредственным начальником военной полиции является генеральный директор, который возглавляет Главное управление.

Жандармерия состоит из: Департаментская жандармерия — предназначена для охраны и обороны важных объектов, поддержания общественного порядка, сбора и передачи данных о внутренней обстановке, ведения учёта резервных компонентов.

Мобильная жандармерия — выполняет задачи по обеспечению общественного порядка и фактически является оперативным резервом сил безопасности.

Республиканская гвардия — специальное военизированное формирование по обеспечению безопасности и режима на важных государственных объектах (резиденции Президента Франции и премьер-министра Франции, Национальной ассамблеи и т. Специализированные формирования — обеспечивают охрану режимных объектов, осуществляют надзор за соблюдением правопорядка и законности, помогают административным службам в их повседневной деятельности.

Военная полиция насчитывает около 94 тысяч человек личного состава.

Военная полиция Германии — самостоятельный род войск Сухопутных войск бундесвера, решающая задачи в интересах ВВС, ВМС, а также войск союзников по НАТО, находящихся на территории Германии.

Служащие военной полиции в Германии называются фельдъегерями (нем. Военная полиция ФРГ насчитывает около 4500 человек личного состава.

  1. Центрального командования военной полиции в бундесвере не предусмотрено.
  2. Руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб.
  3. Военная полиция Министерства обороны Российской Федерации — правоохранительная структура Вооружённых Сил Российской Федерации.
  4. Военная полиция предназначена для обеспечения в ВС РФ правопорядка, воинской дисциплины.
  5. Руководитель военной полиции — генерал-лейтенант Владимир Ивановский.
  6. Орган управления ВП МО Российской Федерации — «Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации».

  7. Штаб-квартира (почтовый адрес) — улица Знаменка, дом № 19, Москва, Российская Федерация.
  8. По сути военная полиция — это видоизмененная военная комендатура с теми же задачами.
  9. Согласно «Учреждению для управления большой действующей армии», подписанному 27 января 1812 года императором Российской Империи Александром I, генерал-гевальдигер «есть военный полицмейстер в лагере армии, в главной квартире и вагенбурге» (о должности румормейстера уже не упоминается В Российской империи функции военной полиции выполняли Отдельный корпус жандармов (полевые жандармские эскадроны и крепостные жандармские команды) и формируемые на время войн, манёвров и расположения части вне казарм в самих частях команды — в части назначается один обер-офицер, один унтер-офицер и как минимум по нижнему чину от каждой роты, эскадрона, сотни, батареи и команды, после Февральской революции 1917 года, 4 марта 1917 года Временное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, включая жандармские полицейские управления железных дорог.
  10. 19 марта Временным правительством было принято решение опубликовать постановление о расформировании Отдельного корпуса жандармов, включая жандармские полицейские управления железных дорог.

Что такое военная полиция и каковы её полномочия Вопрос

  • Центрального командования военной полиции в бундесвере не предусмотрено.
  • Руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб.
  • Военная полиция Министерства обороны Российской Федерации — правоохранительная структура Вооружённых Сил Российской Федерации.
  • Военная полиция предназначена для обеспечения в ВС РФ правопорядка, воинской дисциплины.
  • Руководитель военной полиции — генерал-лейтенант Владимир Ивановский.
  • Орган управления ВП МО Российской Федерации — «Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации».
  1. Штаб-квартира (почтовый адрес) — улица Знаменка, дом № 19, Москва, Российская Федерация.
  2. По сути военная полиция — это видоизмененная военная комендатура с теми же задачами.

  3. Согласно «Учреждению для управления большой действующей армии», подписанному 27 января 1812 года императором Российской Империи Александром I, генерал-гевальдигер «есть военный полицмейстер в лагере армии, в главной квартире и вагенбурге» (о должности румормейстера уже не упоминается В Российской империи функции военной полиции выполняли Отдельный корпус жандармов (полевые жандармские эскадроны и крепостные жандармские команды) и формируемые на время войн, манёвров и расположения части вне казарм в самих частях команды — в части назначается один обер-офицер, один унтер-офицер и как минимум по нижнему чину от каждой роты, эскадрона, сотни, батареи и команды, после Февральской революции 1917 года, 4 марта 1917 года Временное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, включая жандармские полицейские управления железных дорог.
  4. 19 марта Временным правительством было принято решение опубликовать постановление о расформировании Отдельного корпуса жандармов, включая жандармские полицейские управления железных дорог.

Военная полиция — это. Что такое Военная полиция?

«Больше всего беспокоило быстро растущее сознание того, что не осталось никого, кто бы озаботился сохранением мира.

Исчезли красно-голубые нарукавные повязки военной полиции, а на углу улицы больше не стоял флегматичный, надёжный полицейский».

31 января 2006 года идею о создании военной полиции в Российской Федерации выдвинул президент России В. В декабре 2009 года Министр обороны Российской Федерации А. Сердюков подписал приказ о создании военной полиции на базе структур военных комендатур и военной автоинспекции, но весной 2010 года это решение было отменено.

  • В конце 2010 года пресс-служба Минобороны РФ сообщило, что «работа по созданию военного полицейского корпуса находится на завершающем этапе, в ходе которого особое внимание будет уделено формированию нормативной правовой базы…», «В связи с тем, что проводимая работа объемная и предусматривает необходимую процедуру обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, завершить её планируется в течение 2011 года».
  • Летом 2011 года Анатолий Сердюков проанонсировал создание до конца года военной полиции, которая займется наведением порядка в ВС России.
  • 1 декабря 2011 года создано Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации.
  • Одной из главных функций военных полицейских станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах.
  • С начала 2016 года охрану российских военных объектов в Сирии и безопасность дорожного движения обеспечивает отряд военной полиции.
  • В декабре 2016 года, после освобождения в ходе Военной операции России в Сирии города Алеппо, туда переброшен батальон военной полиции для поддержания порядка на освобожденных территориях и оказания помощи городским властям Алеппо в обеспечении правопорядка.

Устав военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённый указом российского президента В. Устав прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

В документе сказано, что военная полиция — это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

  1. Военная полиция наделяется широкими полномочиями — от противодействия преступности до обеспечения дисциплины в военных гарнизонах.
  2. Кроме того, армейские полицейские имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу.
  3. Устав содержит перечень ситуаций, при которых военным правоохранителям разрешено пользоваться специальными средствами (дубинка, наручники).
  4. Одной из важнейших функций, прописанных в документе, станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах силами военнослужащих военных комендатур.
  5. Согласно уставу, военные полицейские формально с разрешения командующих округов смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки с целью обеспечения законности и правопорядка.
  6. Руководить военной полицией уполномочивается глава Минобороны страны.
  7. Он же определяет их организационную структуру и численность, составляющая в настоящее время 6,5 тыс.
  8. Человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.
  9. Обучать на военных полицейских будут на курсах военных полицейских.
  10. А в дальнейшем в армии могут учредить Институт военной полиции.

Военная полиция что это такое и чем она будет заниматься

  • Пока же в её штат набирают в основном офицеров с высшим юридическим образованием.
  • Подготовка офицеров военной полиции ведется в рамках повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища.
  • В 2017 году в Московском высшем общевойсковом командном училище прошёл набор роты курсантов, которых будут готовить по профилю военной полиции.
  • В будущем планируется создать Институт военной полиции.
  • Подготовкой офицеров для военной полиции также займется недавно созданные военные кафедры при Московской академии Следственного комитета Российской Федерации и Всероссийского государственного университета юстиции.
  • Для подготовки новых специалистов и повышения квалификации действующего состава, 1 декабря 2017 года открыт Учебный центр военной полиции Министерства обороны Российской Федерации во Владикавказе.
  • Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах.
  • По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).
  • Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г.
  • № 350 20 июня 2013 года Министерство обороны Российской Федерации разместило заказ на поставку 919 пистолетов ПБ-4СП «Оса», 3684 противоударных комплектов «Щит», 1400 ручных гранат раздражающего действия РГК-60РД, 420 телескопических раскладных дубинок ПУС-3Т и 3684 дубинки ПУС-2М.
  • Пока же в её штат набирают в основном офицеров с высшим юридическим образованием.
  • Подготовка офицеров военной полиции ведется в рамках повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища.
  • В 2017 году в Московском высшем общевойсковом командном училище прошёл набор роты курсантов, которых будут готовить по профилю военной полиции.
  • В будущем планируется создать Институт военной полиции.
  • Подготовкой офицеров для военной полиции также займется недавно созданные военные кафедры при Московской академии Следственного комитета Российской Федерации и Всероссийского государственного университета юстиции.
  • Для подготовки новых специалистов и повышения квалификации действующего состава, 1 декабря 2017 года открыт Учебный центр военной полиции Министерства обороны Российской Федерации во Владикавказе.
  • Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах.
  • По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).
  • Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г.
  • № 350 20 июня 2013 года Министерство обороны Российской Федерации разместило заказ на поставку 919 пистолетов ПБ-4СП «Оса», 3684 противоударных комплектов «Щит», 1400 ручных гранат раздражающего действия РГК-60РД, 420 телескопических раскладных дубинок ПУС-3Т и 3684 дубинки ПУС-2М.

Источник: http://oxbridge.spb.ru/documents/voennaya-policiya-chto-takoe

Ссылка на основную публикацию