Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Законом определены несколько категорий военнослужащих, которых запрещено увольнять в запас или в отставку без предоставления им отдельной жилплощади.

Для того чтобы добиваться получения квартиры или дома, бывший военный должен иметь необходимую выслугу лет, и состоять на жилищном учете, но и это не все.

Обеспечение военнослужащего бесплатным льготным жильем при увольнении зависит еще от многих факторов, о которых и пойдет речь в этом материале.

Условия выдачи жилплощади запасникам и отставникам

Основная норма, которой урегулированы жилищные вопросы военных — ст.15 ФЗ ОСВС.

Именно в этой статье определены те общие параметры, в соответствии с которыми служащим гарантируется получение жилья за счет федеральной казны.

Детали жилищных гарантий излагаются в подзаконных актах, конкретизирующих и регламентирующих взаимоотношения между военнослужащим и структурными подразделениями Вооруженных Сил РФ.

Так, п.17 ст.34 «Порядка прохождения ВС» определены категории военных, которых запрещается увольнять до тех пор, пока они не обеспечены жильем. Только после того, как увольняемого сняли с очереди на жилплощадь, может быть издан приказ о его исключении из штата части.

Обеспечение жилплощадью военнообязанных, нуждающихся в ее получении, может производиться в следующих формах:

  • предоставление на условиях договора соцнайма;
  • передача жилплощади в собственность;
  • выплата субсидии;
  • выдача жилищного сертификата (ГЖС).

Такая обязанность возникает у государства перед теми военнослужащими, которые имеют выслугу 10 и более лет, и увольняются из ВС по одному из нижеуказанных оснований:

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

  • по возрасту;
  • по состоянию здоровья;
  • в порядке сокращения штата.

Закон не устанавливает приоритетов между этими 3-мя группами уволенных. Если военный исключается из штата в связи с организационно-штатными мероприятиями (по сокращению), но имеет 10 или более лет выслуги, а также стоит в очереди на получение жилплощади, то его не могут исключить из штата части до момента предоставления квартиры или жилищной субсидии в пределах норм, установленных законом.

Стандартная норма для военных — 18м² на человека, входящего в состав семьи. В этот показатель включены жилые и нежилые помещения квартиры/дома.

В случаях, когда метраж квартир, подлежащих распределению между служащими, выходит за показатели нормы (например, семья из 2-х человек претендует на 36м², но к распределению есть квартиры по 40м²), норма может быть превышена. Максимальный лимит превышения — 18м².

Если после подачи первичного заявления о включении в очередь на жилье обстоятельства военного изменятся (брак, рождение детей и так далее), то он получает право претендовать на дополнительные квадратные метры. Однако такое право может быть реализовано только в том случае, если сам служащий вовремя подаст документы для внесения изменений в учетный реестр на жилье.

Если вы увольняетесь из ВС, и хотите получить от государства бесплатную жилплощадь, убедитесь, что у вас есть необходимая выслуга, проверьте данные о себе в реестре на жилье, и не пишите заявление об увольнении по собственному желанию.

Случаи увольнения без выдачи жилья

Уволить военнослужащего без предоставления жилья можно по нескольким группам оснований. Для отказа достаточно даже одного.

Первая группа оснований — причина увольнения. Не могут требовать квадратные метры уволенные:

  • по собственному желанию;
  • по негативным основаниям;
  • попав под сокращение, и не имея необходимой выслуги лет.

Вторая группа — военные, не числящиеся в реестре на получение жилплощади:

  • не подавшие вовремя заявление о постановке на учет;
  • снятые с учета по причине выявления факта намеренного ухудшения условий проживания;
  • нарушившие порядок пребывания на учете, и не явившиеся для получения жилья;
  • те, кто уже получал жилье от государства в одной из предусмотренных форм (социальный наем, субсидия, сертификат и тому подобное).

Перечисленным категориям служащих бесплатная военная жилплощадь после увольнения не положена, но у них остается возможность подать документы о постановке на жилищный учет в местных муниципалитетах.

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Имеются еще несколько категорий запасников и отставников, которые, во-первых, могут быть уволены со службы до момента выдачи жилого помещения или субсидии и, во-вторых, остаются после исключения из штата части на жилищном учете. Им государство обязуется предоставить квартиру или субсидию даже после исключения из части.

  • Так, разрешается увольнять военного, который покидает населенный пункт прохождения службы, и ходатайствует о предоставлении жилья в другом городе или населенном пункте.
  • В этом случае запасник или отставник исключается из штата части, их учетные документы на жилье отправляются в ДЖО (департамент жилищного обеспечения) по новому месту жительства, и уже этот ДЖО занимается вопросами выдачи жилплощади прибывшему запаснику.
  • Также разрешается увольнять без жилья служащих, которые являются участниками накопительно-ипотечной программы.
  • Военным, которые после увольнения не получили жилье или субсидию, в обязательном порядке предоставляется временное служебное помещение.

Порядок выдачи жилья увольняемым военнослужащим

Законом не предусмотрена особая процедура предоставления бесплатного жилья тем военным, которые подпадают под увольнение. Они не могут получить льготное продвижение по существующей очереди, и должны ждать своей квартиры в общем порядке.

Такая ситуация создает ряд сложностей для командиров воинских частей, ведь по закону уволить без жилья или субсидии нельзя, и просить предоставления квартиры вне очереди также запрещается.

Наиболее оптимальный вариант в данном случае — договариваться с увольняемыми о том, чтобы они перешли на субсидию. В этом случае высока вероятность быстрого решения жилищной проблемы.

Если же отставник или запасник наотрез отказывается от денег, и намерен ждать положенную квартиру, тогда чаще всего командиры оставляют такого уволенного в распоряжении (вне штата) до момента предоставления ему жилья.

Общий порядок обеспечения жилплощадью:

  • военный в период прохождения службы подает документы на включение в Реестр на жилье, и получает решение о постановке на учет;
  • после получения извещения о наличии жилья к распределению подает в ДЖО необходимый пакет документов;
  • если военный до момента предоставления жилья занимал другую квартиру по договору социального найма или пользовался служебным помещением, то он должен представить документы о том, что готов сдать служебные помещения в двухмесячный срок.

Если в течение 30-ти дней с момента получения извещения служащий не подаст документы в ДЖО, то он может быть уволен без предоставления жилья. Эта санкция не применяется, когда установленный срок пропущен по уважительной причине.

Отсутствие в ДЖО и реестре своевременной и достоверной информации об актуальных жилищных условиях военного — серьезная причина для отказа в предоставлении бесплатного жилья.

Порядок расчета и выдачи ЕДВ

Ходатайство о предоставлении единовременной денежной выплаты на покупку или строительство жилья — самый быстрый и удобный способ для военного улучшить свои жилищные условия. В российском законодательстве такая выплата называется «жилищная субсидия».

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Для получения этой субсидии военный, увольняющийся в отставку или в запас, должен:

  • состоять в реестре на жилье;
  • открыть счет в банке;
  • подать заявление в ДЖО о выплате субсидии вместо предоставления квартиры;
  • самостоятельно найти жилье, и оформить сделку.

Сумму субсидии ДЖО рассчитывает самостоятельно. Для расчета берется норма жилой площади, цена квадратного метра жилья и поправочный коэффициент.

Норматив жилплощади для одного человека — 33м², на двух — 42м², на третьего и последующих членов семьи полагается по 18м² на каждого, то есть на семью из 5-ти человек (родители и 3-е детей) может быть выплачена субсидия на покупку 96м².

Цена квадратного метра определяется на федеральном уровне. На сегодняшний день средний показатель — около 38,5 тысячи рублей за квадратный метр.

ДЖО уведомляет увольняемого о размере субсидии и сроках ее выплаты. После того, как денежные средства будут перечислены на расчетный счет служащего, он снимается с жилищного учета.

Если вам известны случаи нарушения прав военнослужащих касательно обеспечения жильем при увольнении, или вы сами искали выход из сложной ситуации, поделитесь своей историей. Вероятнее всего ваш опыт поможет тем, кто сейчас проходит этот непростой этап, и пытается защитить свои права.

 Загрузка …

Источник: https://nagrazhdanke.ru/zhilishhnyiy-vopros/zhile-pri-uvolnenii/

Вс разрешил увольнять военных, имеющих только служебное жилье

Верховный суд России признал законным увольнение военнослужащих, имеющих только служебное жилье. Они могут жить в казенных апартаментах до того момента, когда получат собственную крышу над головой. Никто экс-служивых не выселит.

Но главный вопрос в другом: теперь отставника не будут держать в списках части, пока он ждет личное жилье. Соответственно, никакого оклада человеку не положено, жить в казенной квартире придется полностью за свой счет.

Для военнослужащих, задумывающихся уже об отставке, это по-настоящему больной вопрос. Не каждому офицеру везет оказаться перед увольнением в том самом месте, где он и хотел бы жить после отставки, да еще успеть получить там личное жилье.

Зато нередко человеку приходится увольняться из дальнего гарнизона. Вполне естественно, что служивый в таком случае хочет получит жилье где-то поближе к цивилизации.

В итоге человек может на несколько лет оказаться в подвешенном состоянии, так как жилье в хороших местах быстро не дают. Раньше увольняемого служивого могли держать в списках части столько, сколько нужно для получения личного жилья.

Но теперь на время ожидания военных стали снимать в части с довольствия.

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Консультация юриста: Возмещение стоимости проезда в военные санатории

В октябре Верховный суд рассмотрел в кассационном порядке несколько подобных дел. Двое истцов увольнялись со службы по организационно-штатным мероприятиям, один — по достижению предельного возраста.

По закону человека, прослужившего не менее десяти лет, нельзя уволить без жилья. Раньше, когда время увольнения настигало офицера в неподходящем для него месте, действовал такой порядок: человека выводили в распоряжение, то есть он числился на службе, не занимая конкретной должности.

Он получал определенный оклад и ждал положенную квартиру. Такое подвешенное состояние могло продолжаться годами. Ничего особенного от без пяти минут отставника не требовали: время от времени ему надо было появляться на службе. Иногда ему могли давать какие-то несложные поручения. Но главной его задачей было ждать.

Причем, он мог ждать и в служебном жилье.

Но теперь порядок изменился. Воинские части начали исключать из своих списков военнослужащих, имеющих служебное жилье. Например, один из истцов служил в поселке Горячий пляж на острове Кунашир на Курилах.

Он был летчиком в пограничной авиации, дослужился до подполковника, стаж имел более 10 лет. Однако в марте 2008 года его признали негодным к летной работе. Служить же на земной должности подполковник не захотел.

Осенью того же года он был уволен в запас, но затем почти шесть лет оставался в списках части. Все это время он жил в служебной квартире в военном городке.

Однако летом прошлого года его решили исключить из списков части, то есть сделать на 100% отставником.

«В ходе беседы в связи с предстоящим увольнением командованием было доведено до истца, что в связи с тем, что он обеспечен по месту военной службы служебным жильем, он будет уволен и исключен из списков личного состава Отряда с оставлением в списке нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства», говорится в материалах Верховного суда. Проще говоря, права на жилье человека не лишили, он будет по-прежнему ждать. Но на службе его держать уже не станут, и никакие оклады ему больше не положены.

Читайте также:  Ерц мо рф: вход в личный кабинет, контакты

Офицер попытался протестовать, и даже сдал свою квартиру. Но это ему не помогло. Командование пояснило, что выселять офицера никто не собирался. Более того, ему гарантировали, что он будет жить там, пока не получит собственное жилье.

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Консультация юриста: Продление отпуска заболевшему военнослужащему

«К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира Отряда, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем по избранному месту жительства», говорится в материалах Верховного суда. В итоге Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации сочла, что наличие служебного жилья у военнослужащего не препятствует его увольнению в запас.

В подобную же ситуацию попал майор К., служивший на Дальнем Востоке в одном из дальних гарнизонов. В 2010 году он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Напомним, что в то время в армии шли большие сокращения. После отставки майор решил обосноваться в Казани, и написал соответствующий рапорт.

Так как квартиры там ему до сих пор не дали, он вынужден жить в том гарнизоне, в котором закончил службу.

До июля прошлого года майор числился в распоряжении, но затем его полностью исключили из списков части. Как пояснило командование, в 2012 году поселок, где служил офицер, был исключен из числа закрытых военных городков. А так как у человека есть служебное жилье, то держать в списках части офицера необязательно. Верховный суд с такой позицией согласился.

Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда России по делам военнослужащих, согласно п.17 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Но, как говорится в том же пункте, «при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Источник: https://rg.ru/2015/11/07/uvolot-site.html

Кс рф постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

Новости и аналитика Новости Кс рф постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г.

№ 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ.

Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов.

При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Именно с такой проблемой столкнулся гражданин У. Он проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России с 3 августа 1993 года, а в мае 2014 года был уволен со службы по состоянию здоровья. Общая продолжительность его службы на момент увольнения составила более 20 лет. До этого гражданин У.

и члены его семьи (супруга и несовершеннолетний ребенок) решением жилищной комиссии воинской части от 30 апреля 2014 года были признаны нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания. Однако в августе 2015 года они были исключены из списков нуждающихся из-за того, что супруга гражданина У.

, сама проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, была участником накопительно-ипотечной системы согласно п. 3 ч.1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ. Оспорить такое решение жилищной комиссии гражданину У.

не удалось – районный суд Санкт-Петербурга отказал ему в удовлетворении требований об оспаривании этого решения и обязании комиссии включить семью в список нуждающихся в жилье, предоставляемому по договорам соцнайма, и о предоставлении такого жилья. Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. При этом суды со ссылкой на п. 15 ст.

15 Закона № 76-ФЗ указали, что гражданин У., являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилья по программе этой системы для военнослужащих.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1208699/

Получение жилья военнослужащими при увольнении

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении

  • При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.
  • В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.
  • Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.
  • Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.
  • Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

11

При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что инструкция обеспечения жильем военнослужащего, имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение. Иными словами, военнослужащий, признанный нуждающимся в постоянном жилье, увольняется по окончании срока контракта и ждет обеспечения жильем «на гражданке».

3. Увольнение обеспеченных служебным жильем

Не все знают, но военнослужащие, признанные нуждающимися в постоянном жилье, но обеспеченные служебным жильем и избравшие постоянное место жительства отличное от места прохождения военной службы, даже при увольнении по «льготным» основаниям подлежат увольнению до обеспечения жильем.

Так как в соответствии с действующим законодательством, уволенных с военной службы военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, не могут выселить из служебного жилья до предоставления постоянного, то такие военнослужащие считаются обеспеченными жильем по месту проживания.

Вместе с тем факты увольнения без жилья контрактников, имеющие целью исключить определённые злоупотребления и ухищрения, имеют место и часто оправданы. Усовершенствование законодательства выявило такую проблему, как использование подпадающими под увольнение военными возможности не увольняться из-за нуждаемости в улучшении жилья.

То есть военнослужащие, пользуясь такой возможностью, иногда находясь в фактически непригодном к службе физическом состоянии, получали денежное довольствие, надбавки и другие социальные преференции.

Читайте также:  Единый реестр жилья военнослужащих - регистрация и доступ

Злоупотребления такого рода выливались в большие суммы затрат из бюджетных денег. Статистика за период 2011-2014 г.г.

Получение жилья военнослужащими при увольнении на пенсию

Важно

При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих — 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

8.

Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м — на семью из 2 человек;
  • по 18 кв.

Получение жилья военнослужащими при увольнении по окончанию контракта

  1. Список документов утвержден Правительством.
  2. На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

  3. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

4

Получение жилья военнослужащими при увольнении по постановлению 378

Предоставление жилья военнослужащим при увольнении в запас — одна из существенных преференций вооруженных сил. Такая привилегия предоставляется военным, имеющим выслугу более 20 лет, а также в ряде иных случаев.

Положено ли жилье при увольнении с военной службы?

Государством, проблема обеспечения жильем военнослужащих после ухода из армии, решается на основании таких законодательных актов:

  • Законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Законом № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе…»;

Источник: https://vbf-nn.ru/poluchenie-zhilya-voennosluzhashhimi-pri-uvolnenii

Увольнение без жилья военнослужащего

В апреле 2015 года в закон о статусе военнослужащих (№76-ФЗ) были внесены изменения, которые сделали возможным увольнение военнослужащих без обеспечения жильем. Такое дополнение вызвало широкий общественный резонанс, однако имеет смысл более детально разобраться в такого рода решении.

В прежней версии закона имело место серьезное упущение:

  • Уволить лицо, состоящее на военной службе можно было только после предоставления ему жилья;
  • Военнослужащий имел право отказаться от выделенной ему жилплощади;
  • Прекращение служебных отношений с ним представлялось невозможным ввиду необеспеченности его жильем.

Очевидно, что многие военнослужащие отказывались от выделяемого государством жилья только ради того, чтобы условия их увольнение не выполнялись. В итоге те лица, которые не могли продолжать службу в армии по достижении положенного возраста или по состоянию здоровья оставались рядах вооруженных сил, что давало им право на:

  1. Денежное довольствие;
  2. Социальные льготы.

По сути, не будучи в состоянии выполнять возложенные на них обязанности, военнослужащие продолжали получать оклад и разного рода надбавки за выслугу лет, звания, несение службы в особо опасных районах и др.

Статистические данные свидетельствуют об огромных суммах злоупотреблений: только в период с 2011 по 2014 год на содержание военных, которые сознательно отказались от жилья ради сохранения своего места в рядах вооруженных сил ушло 60 миллиардов рублей.

В целях пресечения подобной практики Президент РФ В. Путин утвердил поправки в законодательстве, согласно которым те военнослужащие, которые неоднократно отказывались от выделяемой государством жилплощади, могут быть уволены в любой момент без обеспечения жильем. Детально все вопросы увольнения военнослужащих без жилья будут рассмотрены в данной статье.

Увольнение без жилья – не ущемление прав, а справедливая мера

Изменения законодательства, которые касались увольнения военнослужащего без предоставления жилья, вызвали немало споров. Однако на деле это вовсе не способ ущемления прав военных, а скорее мера по рационализации военных расходов из государственного бюджета России.

Как выглядит процесс прекращения военной службы лицом, не обеспеченным жильем?

  • Во-первых, уволены на новых основаниях могут быть только те военнослужащие, которые отказались от предложенной им жилплощади;
  • Во-вторых, могут увольняться на только служащие из рядов Вооруженных сил, но и те, кто находится в распоряжение командования (занимают внештатные должности).

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Таким образом, поправки в законодательстве вовсе не предполагают полное лишение военнослужащих права на обеспечение жильем перед увольнением, но пресекают злоупотребления этим правом.

Случаи незаконного увольнения военнослужащих без обеспечения жильем

Законодательство достаточно детально описывает условия увольнения военнослужащих без обеспечения их жильем. Однако на практике нередко возникают ситуации, при которых лицо лишается и должности в рядах Вооруженных сил и возможности получить жилплощадь от государства.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение судебной практики увольнения военнослужащих без предоставления жилья.

  1. Однократный отказ от жилья. Военнослужащий московской области предоставил кассационную жалобу по факту увольнения его в связи с организационно-штатными мероприятиями (ОШМ). В общем виде ситуаций по делу сложилась следующая:
  • Основание для увольнения – ОШМ;
  • Продолжительность военной службы составляет 12 лет и 4 месяца;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет троих детей несовершеннолетнего возраста);
  • Единожды отказался от получения жилья в месте прохождения службы (приграничный район) 8 лет назад;
  • Согласия на увольнение военнослужащий не давал.

Суд постановил жалобу лица удовлетворить: восстановить его в прежней должности до выделения жилплощади необходимого размера.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – отказ от предоставленной государством жилплощади имел место всего один раз, и притом на текущий момент военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий.

  1. Несоответствие жилья принятым стандартам. Военнослужащий уволен из состава Вооруженных сил РФ в связи с резким ухудшением состояния здоровья ввиду признания невозможности дальнейшего несения им военной службы. Он представил на рассмотрение суда Белгородской области кассационную жалобу, содержащую такие сведения:
  • Основание для увольнения – несоответствие должности по состоянию здоровья;
  • Продолжительность военной службы 10 лет и 11 месяцев;
  • Признан на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий (имеет двоих несовершеннолетних детей);
  • Дважды отказался от предоставленной жило площади – квартир по 48 и 60 квадратных метров.

Суд удовлетворил жалобу военного: определил необходимость перевода его на внештатную должность (в распоряжение командования) до момента обеспечения надлежащим жильем.

Причина признания решения об увольнении без предоставления жилья незаконным – дважды военнослужащему предлагали жилье, несоответствующее принятым стандартам.

В частности, в Белгородской области минимальная норма жилплощади на одного человека составляет 18 квадратных метров. Поскольку в семье военного 4 человека, то минимально допустимая площадь квартиры должна составлять 72 квадратных метра.

Следовательно, его отказ от предоставляемых вариантов жилья можно считать объективным.

К числу оснований незаконного увольнения также относят предоставление жилья, не отвечающего санитарным нормам, а также выделение жилплощади в районе осуществления военным его службы, при условии, что он уже оформил письменное прошение о выделении ему квартиры в иных регионах. Такого рода прецеденты в российской судебной практике также имели место.

Увольнение военнослужащего без предоставления ему жилья – вынужденная мера, которая позволяет пресечь злоупотребление правом на отказ от предлагаемой жилплощади военнослужащими. При этом основная масса военных, которые отслужили более 10 лет и нуждаются в улучшении жилищных условий под эту статью не попадают.

Источник: https://vse-o-trude.ru/uvolnenie-bez-zhilya-voennosluzhashhego/

Порядок расчета военнослужащих при увольнении с военной службы

Анализ обращений лиц, уволенных с военной службы, за защитой своих прав в судебные инстанции и органы военной прокуратуры свидетельствует о необходимости подробного разъяснения процедуры исключения уволенных военнослужащих из списков личного состава воинских частей и проведения с ними расчетов.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уволенный военнослужащий должен быть исключен из указанных списков в день истечения срока военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении с военной службы, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством (нахождение в отпусках, на стационарном лечении и др.).

До этого дня военнослужащим сдаются дела, должность, и с ним производятся необходимые расчеты, в том числе с полным обеспечением по установленным нормам денежным довольствием, иными выплатами, вещевым имуществом и в ряде случаев продовольственным пайком.

Порядок сдачи дел и должности определен статьями 90–92 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Срок сдачи дел устанавливается в зависимости от должностного положения военнослужащего.

Читайте также:  Военнообязанный или невоеннообязанный: как определить

Лицам, чьи должности не указаны в статье 90 названного Устава, этот срок определяется старшим командиром (начальником).

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» расчеты с уволенным военнослужащим должны быть произведены в течение пяти дней.

Согласно статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В ряде случаев военнослужащие состоят на обеспечении всеми или отдельными видами довольствия не по месту прохождения службы, а в других воинских частях или организациях.

Однако данное обстоятельство не освобождает командиров войсковых частей от обязанности исключать таких военнослужащих из списков личного состава части при увольнении со службы только после получения ими причитающихся видов довольствия.

Следует особо отметить, что несоблюдение командованием указанного условия в большинстве случаев на практике является безусловным основанием для признания судом приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части незаконным и для восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части со дня издания такого незаконного приказа.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» предусмотрена выплата увольняемым военнослужащим единовременного пособия при увольнении в зависимости от общей продолжительности их военной службы: при выслуге менее 20 лет – два оклада денежного содержания, 20 лет и более – семь окладов денежного содержания.

Размер указанного пособия увеличивается на один оклад для военнослужащих, награжденных в период прохождения военной службы государственными наградами или удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации. Указанное пособие не выплачивается следующим лицам: уволенным в связи с переходом на службу в иные государственные органы, не выдержавшим испытание, а также уволенным по так называемым «дискредитирующим основаниям» – например, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятями, по собственному желанию, в связи с переходом на службу в иные органы, а также общая продолжительность военной службы которых составляет свыше 20 лет, имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев военной службы. В соответствии со статьями 29 и 31 Положения о порядке прохождения военной службы при увольнении предоставление отпусков военнослужащему осуществляется полностью до дня истечения срока его военной службы.

При невозможности использования основного и дополнительных отпусков до указанного времени они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками.

В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи дел и должности.

Основной отпуск предоставляется пропорционально прослуженному времени и исчисляется путем деления его установленной продолжительности на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших до предполагаемого дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. Дополнительные отпуска в год увольнения с военной службы, в том числе ветеранам боевых действий, предоставляются военнослужащим в полном объеме.

В случае, когда невозможно своевременное исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.

Кроме этого, законодательством предусмотрен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, который предоставляется военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями либо в один год из трех лет до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Действия командиров (начальников), связанные с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части, военнослужащие могут обжаловать вышестоящему командиру (начальнику), военному прокурору или в суд. В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление необходимо подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении командованием его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201601291359-jp70.htm

Предоставление жилья военнослужащим при увольнении — права и нормы

Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим.

Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости.

Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.

Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения, вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.

Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.

Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.

Права военного на жилплощадь

Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.

Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.

Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

  • Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
  • Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.

Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.

Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.

Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.

Обеспечение жилой площадью

Источник: https://gosvoenipoteka.ru/page/obespechenie-zhilploshhadju-pri-uvolnenii-so-sluzhby

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильем | без предоставления жилья

В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.

 1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к.

их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем.

Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

2. Увольнение по окончании контракта

Источник: https://specpravo.ru/uvolnenie-voennosluzhashchego-do-obespecheniya-zhilem

Ссылка на основную публикацию