Министерство обороны в РФ – орган государственной власти, ответственный за политику в области обороны.
История развития Министерства обороны РФ
С возникновением государства появляется необходимость его защиты и формирования центральных органов управления вооруженными силами. В Русском государстве в 1531 г. принимается Разрядный приказ, утверждающие возникновение нового органа государственного управления, в компетенции которого входит набор войск и обеспечение припасами, постройка крепостей и засечной черты.
Смотрите также статью Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) и их структура
Вплоть до XVIII века Разрядный приказ является ведущим в военных делах. Петр I учреждает Военную коллегию, суть которой незначительно отличается от Разрядного приказа (уделяется меньше внимания южным границам государства).
- В 1808 году оно реформируется в Военное министерство с прежними функциями и полномочиями.
- В 1861 году происходит важнейшая и обширная военная реформа государства: вводится территориальная система военного управления (появляются военные округа), вводится воинская повинность для всех сословий, принимается новое стрелковое оружие.
- В начале XX века создается Совет государственной обороны для более эффективного командования в ходе русско-японской войны, который упраздняется в 1908 году.
После октябрьской революции формируется Народный комиссариат.
Во время Гражданской войны управление осуществляется Советом Рабочей и Крестьянской Обороны.
В 1923 году Наркоматом по военным и морским делам, который в 1934 году реорганизовывается в Наркомат Обороны СССР и от него впоследствии отделяется Народный комиссариат Военно-морского флота.
Во время Великой Отечественной войны Ставка Верховного Главнокомандования (1941 г.) и Наркомат обороны РСФСР (1944), действовавшими наряду с Наркоматом Обороны СССР. После окончания войны новые органы упраздняются.
- В 1946 году Наркомат обороны РСФСР преобразуется в Министерство Вооруженных Сил РСФСР, а позже в Министерство Обороны РСФСР, упраздненное вместе с распадом СССР.
- В тяжелые годы распада СССР Министерству Обороны удается сохранить Вооруженные Силы в надлежащем состоянии.
- Смотрите также статью Спецназ ГРУ РФ и его задачи
С 1991 по 2007 гг. в руководстве МО сменяются шесть человек.
В 2007 году проводится широкая военная реформа, существенно модернизировавшая Вооруженные силы (реформа системы военных учебных заведений, замена военных округов стратегическими направлениями и т.п.).
Структура управления российскими вооруженными силами
Основной орган управления вооруженными силами РФ — Министерство российской обороны имеет следующую организационную структуру:
Кто относится к Министерству обороны
Командный состав Министерства обороны
![]() |
Министр Обороны, генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович Основные функции Министра Обороны:
|
![]() |
Заместители Министра Обороны Министр Обороны имеет десять заместителей, которые входят в состав центра управления ВС РФ и возглавляют подведомственные структуры. Каждый заместитель имеет определенные полномочия:
|
![]() |
Генеральный штаб вооруженных сил Российской Федерации Начальником Генерального штаба (НГШ МО РФ) является заместитель Министра Обороны РФ – Герасимов Валерий Васильевич. Генеральный штаб осуществляет следующие функции:
|
![]() |
Главные управления:
Каждая структура выполняет соответствующие функции |
![]() |
Управления:
|
![]() |
Департаменты:
|
![]() |
Службы
|
![]() |
Главные командования
|
![]() |
Командования
|
Срочная и контрактная служба
В Министерстве Обороны возможны следующие виды службы:
- По призыву: обязательному военному призыву подлежать мужчины, достигшие 18 лет и не имеющие отсрочки от прохождения службы, а также годные по медицинским показаниям. Срок военной службы по призыву составляет 1 год;
- По контракту: кандидаты на прохождение службы по контракту проходят тщательный отбор; служащий по контракту является защитником Родины и имеет большое количество социальных гарантий;
- Альтернативная служба: граждане РФ имеют право заменить военную службу гражданской в соответствии с миротворческими, морально-этическими, философскими или религиозными убеждениями. Альтернативная служба осуществляется в государственных организациях на распространенных должностях (водитель, инженер, повар и т.п.);
- Государственная гражданская служба: различная работа в структурах Министерства Обороны.
Штатная численность МО РФ в 2018 году превышает 1,5 млн. военнослужащих.
(71
Источник: https://doblest.club/vlast/77-ministerstvo-oborony-rf
Министерство обороны Российской Федерации
Официальное наименованиеМинистерство обороны Российской Федерации
- Официальное сокращенное наименование
- Действует на основании
- Компетенция (сфера)
- Руководитель
- Структура
- Министерству подведомственны:
Минобороны РоссииПоложения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование в области обороны, а также управление Вооруженными Силами РФ.Сергей Кужугетович ШойгуВ структуру Министерства входят службы Министерства и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;- Федеральная служба по оборонному заказу;- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
— Федеральное агентство специального строительства.
Полномочия— совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил, организация правовой работы в Вооруженных Силах;- разработка предложений по проектам государственных программ в области обороны, в том числе касающихся развития оборонного промышленного комплекса, а также предложений по формированию государственного оборонного заказа;
— осуществление в качестве органа в области обороны:
— руководства морской деятельностью РФ в интересах решения оборонных задач; — руководства созданием и организацией функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки; — координации проведения мероприятий по развитию и использованию прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и гражданского) назначения; — координации проведения системных исследований морской деятельности РФ; — государственного регулирования деятельности в области государственной авиации; — государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации; — расследования, классификации и учета авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации; — реализации государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности РФ; — координации использования космического пространства в интересах обороны; — координации деятельности по контролю околоземного космического пространства; — организации работ по созданию космической техники военного назначения;
— реализации совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти международных космических проектов и программ РФ в пределах своей компетенции;
— определение порядка использования радиочастотного спектра в целях обороны и координация деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой области;- обеспечение защиты государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде;- координация строительства и применения войск, воинских формирований и органов в интересах обороны;- организация стратегического развертывания Вооруженных Сил, обеспечение мобилизационного развертывания других войск, воинских формирований и органов;- организация и проведение мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;- организация и проведение мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил;- осуществление разведывательной деятельности в интересах обороны и в пределах своей компетенции — в интересах безопасности РФ;- организация службы войск и обеспечение безопасности военной службы в Вооруженных Силах;- организация комплектования Вооруженных Сил;- координация проведения в РФ мероприятий по воинскому учету;- подготовка предложений по численности граждан РФ, призываемых на военную службу, военные сборы, установление количественных норм призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов РФ, распределение их между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами;- организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан РФ к военной службе, их призыву и приему на военную службу, переподготовке граждан РФ, пребывающих в запасе;- обеспечение в пределах своей компетенции реализации законодательства РФ об альтернативной гражданской службе;- организация прохождения военной службы военнослужащими, а также работы (службу) гражданского персонала в Вооруженных Силах;- совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил;- организация морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил;- реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;- организация пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ;- организация оперативного, технического, тылового и финансового обеспечения Вооруженных Сил;- организация патентно-лицензионной, изобретательской, рационализаторской работы и учета результатов интеллектуальной деятельности, осуществление распоряжения от имени РФ результатами интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том числе исключительными правами на них, а также организация рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники;- организация эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах;- организация ядерного обеспечения Вооруженных Сил, проведения мероприятий по ядерной и радиационной безопасности и физической защите ядерного оружия;- осуществление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;- организация воинских перевозок автомобильным, железнодорожным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов;- организация содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог специального значения Минобороны России и контроля за организацией технического прикрытия объектов на автомобильных дорогах, имеющих оборонное значение, а также управления движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательством РФ;- реализация государственной политики в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также в области ветеринарного и фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;- организация в Вооруженных Силах мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;- организация противопожарной защиты и гражданской (местной) обороны в Вооруженных Силах;- проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной, проектной документации и инвестиционных проектов, осуществление государственного архитектурно-строительного надзора за качеством строительства объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ;- осуществление государственного надзора на опасных производственных объектах Минобороны России и государственного контроля на всех стадиях жизненного цикла подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, в составе вооружения и военной техники;- осуществление в пределах своей компетенции внешнеполитической деятельности по вопросам обороны и военной безопасности РФ, международного военного сотрудничества и военно-технического сотрудничества;- осуществление военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроля качества и приемки указанной продукции;- издание нормативных правовых актов и иных документов в рамках своей компетенции;- рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Контактная информация
Адрес: 119160, г. Москва, Колымажный пер., д. 14Телефон: (495) 696-71-71
Официальный сайт в сети Интернет: www.mil.ru
Источник: https://www.zakonia.ru/site/223321
Министерство обороны Российской федерации — история создания и развития, глава, задачи и структура, главные управления, командования и департаменты
28.08.2019
Стратегию государства в сфере безопасности реализует проводящее национальную военную политику Министерство обороны Российской Федерации. Интересно ознакомиться с историей появления и эволюции оборонного ведомства страны, его теперешними функциями и, главное, структурой.
История создания и развития министерства обороны в Российской Федерации
Впервые оборонное ведомство появилось в России в 1531 году в виде Разрядного приказа, в чьи функции входило ведение воинских дел, собирание и упорядочивание войска, возведение фортификационных сооружений.
В 1719 Петр Великий учредил новый управляющий орган в оборонной сфере — Военную коллегию. Спустя столетие Александр I преобразовал ее в Военное министерство.
Дальнейшие ключевые вехи развития оборонного управления в Российской империи:
- 1815 — появление Главного штаба Его императорского величества (прообраз нынешнего Генштаба);
- 1860-70-е — формирование территориальной структуры управления обороной империи с делением ее на военные округа (ВО). Появление воинской обязанности для мужского населения, относящегося ко всем сословиям;
- 1914 — введение Ставки Верховного главнокомандующего.
В 1917 году революционные власти вместо «старорежимного» Военного министерства создали Народный комиссариат по военным делам и Наркомат по морским делам, координация деятельности которых легла на Совет Рабочей и Крестьянской обороны. В 1923 комиссариаты были подвергнуты слиянию.
1936 год. Совещание в Народном комиссариате обороны СССР
В эпоху СССР:
- В 1944 г. создан Наркомат обороны РСФСР и такие же ведомства в других республиках Союза;
- В 1946 наркоматы превращены в министерства;
- В 1978 расформированы военные ведомства союзных республик с передачей соответствующих функций МО СССР, прекратившего деятельность с развалом Союза.
Мало кто об этом помнит, но современное Минобороны — не ровесник Российской Федерации. Новое российское государство, признанное преемником Советского Союза, основано 26 декабря 1991 года или в день принятия декларации об упразднении СССР.
А пятью днями ранее Россия, как субъект только что основанного Содружества Независимых Государств, подписала с другими бывшими союзными республиками соглашение о временном поручении последнему главе минобороны СССР Шапошникову военного командования в их границах.
Только 16 марта 1992 года президентским указом было учреждено МО РФ.
В период экономического кризиса, ознаменовавшего пресловутые «лихие девяностые», руководству Минобороны и государства удалось сохранить боеспособные Вооруженные силы (ВС).
Развитие ведомства шло по следующей хронологии:
- 11 ноября 1998 г. — установлено новое положение о МО, наделившее его наряду с ГШ ВС РФ статусом центрального управляющего военного органа;
- В 1997-1998 гг. — ВС претерпели существенные преобразования. Это объединение ракетных и военно-космических войск с силами противоракетной обороны, слияние противовоздушных и военно-воздушных сил, знаменующее превращение пятивидовой структуры ВС в четырёхвидовую. Тогда же были объединены Забайкальский и Сибирский ВО в СибВО, Приволжский и Уральский — в ПУрВО;
- В марте 2001 в системе, подведомственной Министерству обороны, появились Космические войска;
- В 2007 начались кардинальные реформы в ВС РФ под началом главы Минобороны Анатолия Сердюкова, включающие старт программы перевооружения армии;
- В июле 2010 президентским указом учреждены 4 оперативно-стратегических командования с одновременным уменьшением числа ВО, их переформированием в Западный, Южный, Центральный и Восточный;
- 1 декабря 2011 основаны Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), поглотившие космические;
- 6 ноября 2012 А. Сердюков отправлен в отставку, его пост занял возглавляющий ведомство ныне Сергей Шойгу;
- 1 августа 2015 утверждено создание Воздушно-космических сил (ВКС) через слияние ВВКО с ВВС.
Штаб-квартира ведомства размещена в Москве по ул. Знаменка, дом 19.
Главное здание Минобороны на Знаменке
Чем занимается Министерство обороны РФ
Сегодня, по данным официального веб-ресурса МО, российские ВС не только сдерживают военные угрозы безопасности страны, но также защищают ее политические и экономические интересы. Обе задачи решаются комплексно и разнопланово.
Ярким подтверждением служит российское присутствие в Сирии, где оборонное ведомство занимается не только выполнением оборонных задач (главным образом силами ВКС и ПВО), но и выполняет гуманитарную миссию, что отвечает политико-экономическим приоритетам России в арабской республике и ближневосточном регионе в целом.
Сдерживая угрозы безопасности и пресекая враждебные действия субъектов, посягающих на российские национальные интересы, ВС:
- заблаговременно выявляют неблагоприятные изменения военно-политической ситуации, признаки подготовки к агрессии относительно России и/либо ее союзников;
- держат военные силы и средства (в приоритете ядерные) в абсолютной боеготовности для немедленного отпора агрессору с нанесением наступающей стороне адекватного урона;
- поддерживают мобилизационный потенциал войск;
- поддерживают способность войсковых частей к развертыванию при возможном переходе на режим военного времени.
Обеспечивая государственные политико-экономические интересы, МО, как один из госорганов исполнительной власти:
- принимает меры по обеспечению безопасности россиян в местах вооруженных конфликтов и нестабильной гражданско-политической обстановки;
- устраняет угрозы для безопасной экономической деятельности РФ и/либо представляющих ее хозяйствующих субъектов;
- защищает государственные интересы за пределами территории страны в ее водах и Мировом океане;
- проводит по распоряжению Верховного главнокомандующего военные операции ВС в определенных регионах, представляющих особую важность для России;
- противоборствует информационной агрессии.
Проведение силовых акций ВС в мирное время предусмотрено в целях:
- соблюдения государством союзнических обязательств;
- борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом, недопущения диверсий и терактов;
- миротворчества;
- обеспечения режима военного (чрезвычайного) положения на определенной территории внутри РФ по распоряжению верховной власти;
- сохранения от посягательств государственной границы страны на суше, в воздухе, морских и пресных водах;
- реализации политики санкций;
- недопущения экологических катастроф и иных ЧС, прекращения их последствий.
Военная сила пускается в действие при начале войны либо вооруженного конфликта.
Военнослужащие ВС РФ на военном параде
Сегодня деятельность ВС планируется исходя из потребности держать войска в постоянной готовности к всевозможным оборонительным и наступательным действиям, способности защитить страну сразу в двух вооруженных конфликтах (одной войне и одном конфликте, двух войнах), применять миротворческие средства как в составе международных контингентов, так и собственными формированиями.
Задачи ВС в военное время — отразить агрессию врага надлежащими / необходимыми средствами, оперативно провести развертывание, после чего обеспечить ликвидацию вооружений и живой силы неприятеля, кроме захваченных и сдавшихся.
Структура министерства обороны
Структурное устроение ведомства:
- Министр обороны — глава ведомства, утверждающий его структуру, осуществляющий общее руководство деятельностью, обеспечивающий выполнение распоряжений Президента РФ в деле обороны страны и иных функций МО;
- Первые заместители министра — лица, осуществляющие текущую координацию функционирования ведомства и военных сил, контролирующие работу МО;
- Заместители министра — лица, управляющие направлениями деятельности (управление делами, материально- и военно-техническое обеспечение, жилищное и медицинское обеспечение, финансово-хозяйственная деятельность, кадровая и физкультурно-спортивная работа, научно-исследовательская работа и применение новейших технологий, международное сотрудничество);
- Генеральный штаб ВС РФ — орган оперативного руководства ВС и планирования оборонных мероприятий государства;
- Главные управления (далее — ГУ), управления, департаменты, службы МО РФ — подразделения ведомства, управляющие ВС по различным направлениям;
- Главные командования — командующие органы видов ВС;
- Командования — командующие органы важнейших видов войск.
Пост главы МО РФ занимает генерал армии Шойгу Сергей Кужугетович.
Главу оборонного ведомства назначает на должность и увольняет Президент России.
Заместители министра обороны
Заместители министра выполняют следующие функции:
- Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель Министра — руководит Генштабом, управлениями оперативной и боевой подготовки, ГУ военной полиции, рядом других структурных подразделений МО;
- Первый заместитель Министра руководит юридическим департаментом, подразделениями по контролю и аудиту;
- Замминистра — руководитель Аппарата МО — обеспечивает управление делами, протокольной и организационной работой;
- Статс-секретарь — замминистра — руководит кадровой работой, организацией физподготовки и спорта;
- Замминистра — начальник Главного военно-политического управления ВС РФ — помимо возглавляемого ГУ, руководит работой департамента культуры, общественной приемной и геральдической службы.
Другие заместители министра руководят упомянутыми выше направлениями деятельности МО.
Генеральный штаб вооруженных сил РФ
Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель Министра обороны Валерий Герасимов, генерал армии
- Генштаб обладает собственным структурным устройством, включающим ГУ и управления.
- Его важнейшее подразделение — Национальный центр управления обороной РФ, представляющий собой главный КП.
- В структуру ГШ входит также архивная служба.
Главные управления
Структура МО РФ включает двенадцать ГУ.
- Главное управление вооружения организует разработку проектов госпрограммы вооружения и гособоронзаказа, планирует и курирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и оружейные госзакупки:
- ГУ боевой подготовки координирует соответствующую работу в отечественных войсках, руководит обеспечением материальной базы в данной области:
- ГУ военной полиции призвано защищать жизнь и безопасность военных лиц и штатских служащих, заботиться о правопорядке в ВС, охране режимных объектов ведомства:
- Три ГУ отвечают за совершенствование систем ракетно-артиллерийского, автобронетанкового вооружения, обеспечение железнодорожных войск.
Задачи остальных:
- комплектование ВС, управление прохождением военной и штатской службы, работа с личным составом / персоналом;
- осуществление военного взаимодействия с зарубежными партнерами;
- охрана здоровья военных и гражданских лиц, несущих службу в оборонной системе;
- организация научной и инновационно-исследовательской работы;
- проведение инспекций / проверок войск, госнадзор в ВС и на оборонных объектах;
- организация политической, социальной, патриотической работы, кадровое обеспечение военно-политических органов ВС.
Управления
Структура МО РФ включает девятнадцать управлений, координирующих направления деятельности ведомства, не относящиеся к компетенции ГУ и департаментов. Это управления начальников отдельных войск, 9 управление МО РФ, занимающееся секретными объектами, управление делами и оргуправление, управление Росвоенипотекой, Госэкспертиза МО и другие подразделения.
Департаменты
Департаменты в структуре МО РФ руководят следующими направлениями обеспечения ВС:
- материально-техническое;
- имущественное;
- ресурсное;
- транспортное;
- финансовое;
- жилищное;
- правовое;
- социальных гарантий;
- эксплуатация зданий и оказание коммунальных услуг воинским подразделениям.
Другие департаменты отвечают за информационные системы, взаимодействие с масс-медиа, госзакупки, воплощение гособоронзаказа и его финмониторинг, аудит госконтрактов МО, финансовый контроль над ведомством, культработу.
Помимо департаментов, существуют службы: оркестровая, геральдическая, гидрометеорологическая и безопасности полетов военной авиации.
Главные командования
Военно-космические силы России
Количество Главных командований равняется числу видов Вооруженных Сил РФ.
Сегодня их три:
- Сухопутные войска;
- ВКС;
- ВМФ.
Командования
Двумя родами войск — РВСН и ВДВ — руководят их Командования.
Что вы думаете о структуре отечественного Минобороны и стоящих перед ведомством задачах? Поделитесь своим мнением в х, оно важно для нас!
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник: https://MilitaryArms.ru/armii-mira/ministerstvo-oborony/
Введение
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Основные элементы организационного статуса Министерства обороны РФ
- Глава 2. Элементы правового статуса Министерства обороны РФ
- Глава 3. Классификация Министерства Обороны как исполнительного органа государственной власти
- Глава 4. Признаки Министерства обороны РФ как военного ведомства
- Заключение
- Список источников и литературы
Военная организация государства является составной частью органов исполнительной власти и именно это во многом определяет ее правовую природу.
В частности, в Вооруженных Силах Российской Федерации однозначно к государственным органам можно отнести Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти[1] и военные комиссариаты (прямо обозначенные в качестве его территориальных органов[2]
).
Итак, министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Минобороны России является органом управления вооружёнными силами России; возглавляется Министром обороны Российской Федерации; руководится Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.
- В силу особенностей Российского законодательства следует отличать (в качестве омонима, дефиниции) два значения понятия Минобороны России:
- — структурно (де-юре) Минобороны России- федеральный орган исполнительной власти, орган управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, юридическое лицо, учреждение в составе министра, подразделений, имущества и личного состава министерства; имеет почтовый адрес, флаг и эмблему; возглавляется Министром обороны, руководится Президентом Российской Федерации;
- — собственно (де-факто) Минобороны России — совокупность объектов, органов военного управления и личного состава Вооружённых Сил, находящихся в ведении Министра обороны и решающих задачи в интересах министерства и государства.
- Основной целью курсовой работы является комплексное теоретическое изучение организационного и правового статуса Министерства обороны РФ. Указанная цель предопределила постановку следующих задач:
- — раскрыть элементы организационного и правового статуса Минобороны;
- — классифицировать Министерство обороны как исполнительный орган власти;
- — доказать, что Министерство обороны является военным ведомством.
- Глава 1. Основные элементы организационного статуса Министерства обороны РФ
- Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Положением о Министерстве обороны РФ.
Советские ученые, занимающиеся правовыми проблемами государственного управления, значительное внимание уделяют структуре органов управления. «Под структурой понимается распределение функций данного органа между его отдельными организационно-оформленными частями (отделами, секторами, группами и т. п.
) и самое установление состава (перечня) внутренних подразделений данного аппарата». Ц. А.
Ямпольская включает в структуру: «1) разделение государственного органа на звенья, в той или иной форме обособленные внутри органа; 2) назначение отдельных звеньев и особенности их компетенции; 3) характер взаимоотношений этих звеньев; 4) объем обязанностей и прав личного состава государственного органа, вытекающий из правового положения данного органа»[3]
.
«Основными организационно-техническими принципами управления являются линейный, функциональный и линейно-функциональный. Они связаны с различными способами разделения труда между органами и внутри органов. Соответственно существуют три типа их структуры: линейный, функциональный, линейно-функциональный. Каждый имеет свою качественную определенность, специфические черты».
И хотя В. Г. Вишняков говорит здесь о структурах органов управления, его выводы могут быть использованы и при изучении структуры аппарата. Плодотворен вывод о том, что различные принципы построения структур связаны с разнообразием способов разделения управленческого труда. В. Г. Вишняков отметил, что для классификации организационных структур нужно выделить их основные типы.
К такому же мнению пришел и В. М. Манохин, который при этом указал на «необходимость разделения существующих организационных структур на типы и виды». О двух основных теоретически мыслимых типах структуры аппарата управления — линейном и функциональном, — пишет Г. С. Яковлев. При этом он подчеркивает, что системообразующим признаком является именно тип дифференциации аппарата.
- Основными задачами Минобороны России являются:
- 1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
- 2) нормативно-правовое регулирование в области обороны;
- 3) нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
- 4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;
- 5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
- 6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
- 7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
- 8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
- 9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- 10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее — международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (далее — военно-техническое сотрудничество).
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2003 N 821[4] описание военного геральдического знака – эмблемы Министерства обороны выглядит следующим образом: Серебряный, увенчанный короной двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла — меч, в левой — дубовый венок.
На груди орла — красный, треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита — всадник, поражающий копьем дракона. Военный геральдический знак — эмблема Министерства обороны Российской Федерации может выполняться в одноцветном изображении.
В Приложение 1 находится Рисунок военного геральдического знака – эмблемы Министерства обороны Российской Федерации.
- В Минобороны России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его первых заместителей и заместителей, начальников служб Минобороны России, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, входящих в нее по должности, а также других лиц.
- Количество членов коллегии Минобороны России и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
- Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минобороны России.
Источник: https://mirznanii.com/a/35456/pravovoy-status-ministerstva-oborony-rossii